Пошаговая инструкция выкройки юбки. Выкройка юбки карандаш и создание оригинальных моделей юбок на ее основе. Начертить вытачку на задней половинке

Пошив практически любой юбки начинается с построения выкройки основы. Исключение составляют юбки широкого силуэта — солнце, полусолнце, юбка на резинке и т. п.

СОВЕТ! Если у вас стандартный размер, вы можете воспользоваться готовой выкройкой юбки, подготовленной нами, скачав ее с данной страницы:

Школа Шитья Анастасии Корфиати
Бесплатная подписка на новые материалы

Выкройка юбки — построение

Рис. 1. Выкройка-основа прямой юбки с шестью вытачками

Снимаем мерки

СОВЕТ! Мерки снимайте на нижнее или корректирующее белье, в зависимости от того, с чем вы планируете носить вашу юбку.

Для построения чертежа выкройки основы прямой юбки (рис. 1), необходимо снять следующие мерки:
1. Длина юбки………………………72 см
2. Полуокружность талии………..36 см
3. Полуокружность бедер……… 50 см

Выкройка юбки — описание построения

Начертить прямоугольник ABCD.

Ширина юбки. Линии прямоугольника АВ и DС равны 51 см (полуокружности бедер по мерке плюс 1 см для всех размеров): 50 + 1 = 51 см.
Длина юбки. Линии прямоугольника AD и ВС равны 72 см (длина юбки по мерке).
Линия бока. От точки А вправо откладывают 1/2 отрезка АВ и ставят точку Т. Из точки Т вниз опускают перпендикуляр до пересечения с линией DC.

Линия бедер. От точек А, Т, В откладывают вниз по 20-22 сантиметра, ставят точки Л, Л1 и Л2 и соединяют их пунктирной линией.

Расчет глубины вытачек на линии талии. Определяют разницу между полуокружностью бедер по мерке (вместе с прибавкой) и полуокружностью талии по мерке с прибавкой 1 см: 51 — 37 = 14.
Разница равна 14 сантиметрам. В боковую вытачку убирают 7 сантиметров (половина разницы), в переднюю — 3 сантиметра и в заднюю — 4 сантиметра (остаток от разницы).

Боковая вытачка юбки. Боковая вытачка равна 7 сантиметрам. От точки Т вправо и влево откладывают по 3,5 сантиметра (половина глубины боковой вытачки): 7: 2=3,5.
От точек 3,5 вверх откладывают по 1 сантиметру. Точки 1 соединяют пунктирными линиями с точкой Л1, делят их пополам и от точек деления левой вправо и правой влево откладывают по 0,5 сантиметра. Линию слева проводят через точки 1, 0,5, Л1, линию справа — через точки 1, 0,5, Л1.

Передняя вытачка юбки. Глубина передней вытачки равна 3 сантиметрам. От линии бока вправо отложить5-6 см, провести перпендикуляр вниз, длина передней вытачки — 9-10 см. От точки пересечения перпендикуляра с линией талии вправо и влево откладывают по 1,5 сантиметра (половина глубины передней вытачки) 3: 2=1,5. Нижний конец вытачки отводят на 0, 5 см к боковому шву.

Задняя вытачка. Глубина задней вытачки равна 4 сантиметрам. АТ делят пополам и от точки деления влево и вправо откладывают по 2 сантиметра.
Длина задней вытачки — 12-13 см.

Линия талии задней половинки юбки. Точку 1 соединяют с точкой 2 (вытачки).
Линия талии передней половинки юбки. Точку 1 соединяют с точкой 1,5 (вытачки).

Примечание. Если разница между полуокружностью бедер по мерке с прибавкой и полуокружностью талии по мерке с прибавкой больше 14 см, на задней половинке юбки делают 2 вытачки. Первую располагают на расстоянии 5-7 см от середины спинки, раствор вытачки 3-4 см, длина — 13-15 см. Оставшееся расстояние делят пополам, раствор второй вытачки — 2-3 см, длина — 12-13 см.

Построение задней половинки юбки с четырьмя вытачками

Если разница между полуобхватом бедер и полуобхватом талии значительно больше 14 см, на задней половинке юбки делают по 2 вытачки.

Первую вытачку располагают на расстоянии 5-6 см от лини середины спинки, глубиной 3-4 см и длиной 13-15 см. Проведите перпендикуляр к линии бедер и постройте вытачку, как показано на рисунке, слегка скруглив обе стороны.

Расположение второй вытачки определяется как центральная точка между правой стороной первой вытачки и боковым швом. Глубина второй вытачки 2-3 см, длина 11-12 см. Проведите перпендикуляр к линии бедер и постройте вытачку, как показано на рисунке 2, также слегка скруглив обе стороны.

Рис. 2. Выкройка задней половинки юбки с четырьмя вытачками

Подъягодичная вытачка: для чего нужна и как ее строить

Для дополнительного подчеркивания выпуклости ягодиц, на юбке-карандаш иногда дополнительно делают подъягодичную вытачку в среднем шве задней половинки. Во-первых, она прекрасно прорисовывает силуэт, придавая ему более подчеркнуто женственную форму. А во-вторых, такая вытачка совершенно не повлияет на объем юбки в области бедер. Если в изделии предусмотрена шлица, вы можете ее смоделировать и быть уверенной, что расходиться она не будет.

Отложите от линии бедер бедер 5-8 см (в зависимости от формы ягодиц) и начертите вытачку глубиной 1-2 см до линии низа задней половинки юбки.

Рис. 3. Выкройка юбки с подъягодичной вытачкой

Если ваш размер соответствует типовому, предлагаем

Как построить идеальную выкройку прямой юбки на нестандартную фигуру? И вообще, что это такое – идеальная выкройка?

Это такая выкройка, по которой можно сшить юбку без примерок и подгонок. Она безупречно сидит на фигуре женщины, у неё вертикальные боковые швы, правильный баланс, плотное прилегание в области талии и бедер без заломов и перекосов. Низ юбки ровный, параллельный полу.


Что же может гарантированно обеспечить построение такой выкройки?

Очевидно, что только индивидуальная выкройка, построенная по правильной методике и на основе точных измерений фигуры, гарантирует безупречную посадку, так как она учитывает все особенности телосложения женщины.

А теперь вопрос. Почему широко распространенный метод конструирования не даёт идеальной посадки юбки на фигуре, даже если все измерения были сняты правильно?

Все вы хорошо знаете, что женщины с нестандартной фигурой часто просто не могут купить себе одежду в магазинах, потому что она плохо сидит на их фигуре. И они вынуждены шить себе одежду на заказ.

Но, к сожалению, когда они обращаются в ателье, то ситуация улучшается не намного. Корректировка отшиваемой одежды происходит на примерках. Распарывается плечевой шов и перекалывается заново. А все мы с вами, кто шьет одежду, знаем, что таким образом происходит корректировка баланса.

А ведь это одна из основных, главных мерок! То есть изначально, при крое, балансовые измерения не учитывались, хотя измерения длины полочки и спинки делаются всегда! Почему?

Потому, что выкройки использовались стандартные. Те же самые, по которым отшиваются изделия на фабрике.

Если вы зайдете во внутренние помещения ателье, то непременно увидите, что по стенам, на гвоздиках, висят в огромном количестве выкройки, лекала на все размеры и покрои.

Закройщик, бегло просмотрев основные мерки фигуры женщины, выбирает из стандартных лекал те, которые ей наиболее близки по параметрам и кроит изделие по стандартным выкройкам, а все необходимые корректировки пытается сделать уже во время примерки.

К сожалению, такой подход ошибочен. Чем больше конкретная фигура отличается от типовой, стандартной, тем больше дефектов в посадке получается в результате. Не все дефекты посадки можно исправить перекалыванием ткани на примерке. В результате, в готовом изделии они остаются.

Тем женщинам, чья фигура близка к стандартной или заказываемая одежда не имеет сильно приталенный силуэт, повезло! У них гораздо больше шансов получить одежду, которая их будет радовать и которую они будут носить, а не повесят в шкаф с сожалением о потраченных средствах.

Так что же делать с теми, кто имеет нестандартную фигуру? Построить индивидуальную выкройку!

И тут происходит странная ситуация. Вы сами честно строите индивидуальную выкройку по правильно снятым меркам, но на примерке с удивлением видите, что посадка изделия оставляет желать лучшего.

Как же так? Почему так происходит? Поверьте, я сама не раз с этим сталкивалась и недоумевала, в чём же дело? Когда, где и в чем я ошиблась? Неправильно измерила фигуру – вот это, наверно, скорее всего!

Тем более, что во время измерений осанка и размеры меняются, живот подтягивается, плечи расправляются… Да и нет на теле ярко выраженных точек, расстояние между которыми мы измеряем. Поэтому правильно снимает мерки тот, кто сам строит выкройки!

Поскольку я изучала конструирование по учебникам для техникумов и вузов, то, конечно, авторитет этих профессиональных изданий для меня был очень высок, и я искала ошибки в своих действиях, но не в тех методах конструирования, которые прописаны в книгах.

Когда ситуация с неидеально сидящими юбками несколько раз повторилась, а я уже ничуть не сомневалась в том, что всё делала правильно, я перестала винить себя. Захотелось разобраться и понять, что нужно изменить в построении выкройки, чтобы добиться безупречной посадки юбки на любой нестандартной фигуре.

Однажды, глядя на фигуру женщины в боковой профиль, я понимаю, что то стандартное построение выкройки прямой юбки, по которому я её чертила, оно вообще совсем не соответствует тому телосложению женщины, что я вижу.

И эта разница была критической! Вот правильно говорят, что кризис, конфликт, проблема – это всегда точка роста!

Человек думает о проблеме и, стремясь её решить, ищет причины её возникновения и докапывается до сути вещей, понимает, в чём корень проблемы. И в какой-то момент происходит инсайт! Озарение!

Размерный признак (мерка) – это величина измеряемой части фигуры, которая ничего не говорит о кривизне поверхности измеряемого участка и о том, как ориентирован в пространстве этот участок относительно других.

А соотношение различных частей женской фигуры, их пропорции крайне разнообразны.

Слабое звено пропорционально-расчетного метода конструирования в том, что изначально эта система базируется на корреляции и пропорциональности человеческой фигуры. А такой корреляционной зависимости, пропорциональности просто нет в природе. В природе мы все очень разные.

В жизни мы наблюдаем, что нет взаимозависимости между размерными признаками. При одинаковом росте человек может быть очень полным и очень худым.

Пример из жизни. Ребенок, идущий в школу, может иметь обхваты груди и талии, как у юноши. Понятно, что купить в магазине одежду для школы такому ребенку невозможно. Только шить на заказ. Я сама шила на таких детей, и поэтому знаю об этом не понаслышке.

Те способы построения чертежей деталей одежды, которые оперируют небольшим количеством размерных признаков тела, хороши для одежды свободных форм, и совсем не подходят для одежды, имеющей плотную посадку на фигуре.

Посмотрите на эти рисунки. При одинаковом соотношении обхвата талии и бедер фигуры женщин неодинаковы по взаиморасположению основных точек. У них разные изгибы фигуры, выпуклости и впадины. Юбка, отшитая для этих двух нестандартных фигур по общепринятой методике, будет одинаково плохо сидеть на обеих фигурах.

Какой вывод напрашивается?

Большая часть людей имеют осанку, пропорции и такое индивидуальное соотношение размерных признаков, что, надев на себя одежду массового пошива, они замечают различные конструктивные дефекты одежды (нарушается баланс, появляются заломы, складки). Одежда не соответствует размерам, формам и объёмам тела человека.

Стандартная выкройка в таких случаях нам не поможет. И её корректировка нас не спасет. Более того, даже если с нуля построить индивидуальную выкройку по точно снятым меркам, но не добавить к ним проекционные измерения (а именно они дают представление о пространственной форме и рельефе тела), то юбка будет иметь плохую посадку на фигуре.

Проекционные измерения – ключевые, так как именно они дают понимание о телосложении женщины.

Не секрет, что у каждого портного есть свои методы конструирования, секреты кройки и шитья. Своя кухня. Так же, как у каждой хозяйки есть свои фирменные блюда, которые всегда получаются на Ура!

У меня это – пошив прямой юбки с безупречной посадкой на самую нестандартную фигуру. И сейчас я вам расскажу, какие инструменты я применяю для измерения фигуры, как делаю расчеты и как строю идеальную выкройку юбки.

Метод обеспечивает высокую точность построения основы конструкции и не требует примерок для уточнения и доработок полученной выкройки.

Обеспечивает комфортное, уверенное шитьё без неприятных и неожиданных сюрпризов. Что является чрезвычайно важным моментом при дистанционном пошиве одежды на заказ. А высокое качество услуги – это радость заказчика, уважение и доверие к мастеру, рост его репутации и включение «сарафанного радио».

Практика без теории слепа, поэтому для вашего полного понимания этой темы я начну с теоретической части. С того, как я понимаю и визуализирую самую суть задачи, что и откуда берется и почему делается так, а не как-то иначе.

И помогут нам в этом навыки рисования.

Рисование – это способ изучения и познания. Это не поверхностное рисование, не копирование на листе бумаги контуров предметов, а именно построение.

Художник, рисуя с натуры какую-то сложную форму, никогда не ограничивается только внешней, видимой частью. Он не просто рисует линии, он изучает, анализирует, думает, понимает и на основе понимания «строит» рисунок, передавая легкими штрихами уже на самом первом этапе рисунка все особенности конструкции, пропорции и взаимное расположение основных частей изображаемого объекта.

Художник делает это схематично, с применением осей и опорных точек, вспомогательных построений, прорисовкой «прозрачной» конструкции и такого способа, как «обрубовка».

«Обрубовка» – это обобщенная передача объемной формы объекта в виде сочетания простых геометрических тел.

Вот и мы, изучая и анализируя фигуру женщины, будем геометризировать её, отыскивая сходство с теми геометрическими телами, с которыми она может ассоциироваться.

Обобщенно представить прямую юбку можно как сочетание двух геометрических тел. Цилиндра и наклонного усеченного конуса.

Разберем эту конструкцию из двух тел на основе сквозной прорисовки и дополнительных построений, чтобы определить так необходимые нам соотношения, взаимосвязи, без понимания которых и отражения в конструкции юбки возникают дефекты посадки.

Идеально сидящая юбка имеет строго вертикальный боковой шов. Это принципиально важный момент.

Чтобы найти месторасположение бокового шва, рассмотрим такую фигуру, когда выпуклость живота равна нулю. Это может быть как в том случае, когда живот плоский, так и когда живот выпуклый, но при том и другом случае проекционное измерение выпуклости живота равно нулю.

Вы видите это на рисунке. Вж=0.

На схеме в таком случае в боковой проекции это выглядит так.

Две касательные вертикальные плоскости, одна из которых соприкасается с выступом живота, а другая – с выступом ягодиц, расположены друг от друга параллельно. Параллельность вертикальных плоскостей – это очень важное, совершенно необходимое условие при построении конструкции, для того, чтобы в изделии получить прямой вертикальный боковой шов.

В существующих методиках, при построении базовой основы, предлагается три варианта расположения бокового шва:

1. Строго посередине между задней и передней половинками юбки;

2. На 1 см боковой шов перемещается в сторону задней половинки юбки;

3. На 1 см боковой шов перемещается в сторону передней половинки.

На самом деле боковой шов прямой юбки всегда смещается в сторону середины передней половинки юбки и вычисляется как разница двух проекционных измерений: Вя - Вж. И это смещение сугубо индивидуально для каждой фигуры.

Теперь смотрим на схему и разбираемся, как можно определить расстояние, на которое уменьшаем ширину передней половинки юбки и, соответственно, насколько увеличится ширина задней части.

В следующем мастер-классе, в видео, я покажу этот момент очень наглядно.

Четыре дуги обхвата талии должны быть равны между собой и это также принципиально важно учесть при построении выкройки юбки и расчета вытачек по талии. Особенно – при построении боковой вытачки. Но об этом чуть позже, когда я буду рассказывать, как сделать предварительный расчет перед построением выкройки юбки на миллиметровке.

А пока я расскажу, что необходимо иметь для снятия размерных признаков с фигуры:

1. Резинка для талии. Необходимо расположить её на естественном уровне. Как правило, у нестандартной фигуры талия не горизонтальна полу.
2. Сантиметровая лента. Измеряя талию, подложите под ленту два пальца и двигайте её направо – налево, одновременно уточняя у заказчицы наиболее комфортное для неё положение ленты, которая не должна впиваться в её тело, но и не давать излишней слабины. Вы должны сами почувствовать своими руками этот правильный размер обхвата талии. Но уточнить у заказчицы тоже не помешает. Возможно, что она предпочтет иметь в своей юбке плотный пояс или, наоборот, вставить частичную резинку, если вес скачет. Такое тоже бывает. И именно талия реагирует в первую очередь на прибавку в весе.
3. Специальный пояс с 3-ми подвижными сантиметровыми лентами, свободно перемещающимися по поясу и одной настроченной на пояс. Это приспособление необходимо для определения расстояния от естественной линии талии до пола спереди, сбоку и сзади.

4. Строительный уровень, на длинной стороне которого сделать разметку в сантиметрах.

5. Металлическая линейка.
6. Лист плотного картона размером примерно 30 см на 150 см.

При измерении обхвата бедер совершенно необходимо каким-то образом обернуть бедра непроминающейся, непрогибающейся поверхностью и для этой цели прекрасно подойдет плотный картон. Картон отлично поможет правильно измерить обхват бедер. При этом принципиально важно, чтобы при измерении верхний и нижний края картона совместились с нахлёстом, друг на друге, образовав цилиндр. Если вы хотите плотной посадки юбки по фигуре, то подтяните потуже края картона, как будто вы затягиваете пояс. Вы получите действительно плотную посадку на фигуре готовой юбки. При этом мягкие ткани подтянутся, как бы спрессуются, но никуда не денутся, останутся на своем месте и полученная мерка будет минимальной из возможных. При использовании трикотажных полотен это даст возможность показать красивую формы. «Облипка» для того и существует, чтобы продемонстрировать красивые формы женщины.

Правильно измеряем обхваты талии и бедер, используя лист картона для бедер. С помощью специально изготовленной ленты измеряем длину от талии до пола спереди, сбоку и сзади. При этом важно не попасть в ложбинку между ягодицами. Если нужно, подложите лист бумаги. Он поможет вам создать правильный изгиб линии ягодиц и, соответственно, вам удастся точно измерить длину сзади.

Для определения нужной длины юбки, стоя перед зеркалом, нужно приложить к ногам отрез плотной ткани и, двигая его вниз – вверх, найти оптимальное расстояние от пола до края ткани. Такое, при котором ноги будут представлены в наиболее выигрышном виде.

Длину юбки определяем на стадии снятия мерок. Поскольку осанка и пропорции меняются, когда обувь имеет каблук, то уже при снятии мерок правильно будет, если заказчица наденет ту обувь, которую носит. С каблуком или без каблука.

Делаем проекционные измерения, используя строительный уровень, спереди, сбоку и сзади, одновременно с которыми записываем высоту проекции от талии до выпуклости живота, бедра и ягодиц. Все проекционные измерения работают в паре.

В следующем мастер-классе займемся предварительным расчетом, используя мерки, по которым построим выкройку юбки.

Как показывает статистика, большинство женщин не начинают шить из-за необходимости построения выкроек-основ. Это тот самый камень преткновения, о который разбиваются намерения и который вызывает сложность. Некоторые думают, что построение выкройки требует большого количества времени, другие - что это вообще непостижимое знание, понять которое дано только избранным. Мы намерены развеять все ваши сомнения и дать вам пошаговое построение выкроек основ: юбки, платья, пиджака, пальто и брюк. Следуя нашим инструкциям, шаг за шагом, вы без труда построите любую выкройку.

Начнем с самого простого - пошагового построения выкройки прямой юбки.

Для построения выкройки юбки необходимо снять мерки:

Длина юбки (ДЮ) ………………………72 см

Обхват талии (ОТ) ………..72 см

Обхват бедер (ОБ) ……… 100 см

Шаг 1-2:

В левом верхнем углу на миллиметровой бумаге (отступив от верха 5см) поставьте точку А. Вниз по вертикальной линии отложите длину юбки по мерке - АD. Вправо - 1/2 обхвата бедер по мерке +1см=100/2+1=51см - точка В. Проведите отрезки DC и ВС.

Линия бока юбки. Отрезок DC разделите пополам, от точки деления поднимите вверх перпендикуляр до отрезка АВ.

Шаг 3-4:

Линия бедер. От точки А отложите вниз 20-22см - АЛ = длине бедер по мерке. Из полученной точки проведите горизонтальную линию. Получили точки Л1 и Л2.

Расчет вытачек. Вытачки рассчитываем по формуле: (Обхват бедер минус обхват талии)/2 = (100- 72)/2=14см. Из этих 14 см половину убираем в боковые вытачки (14/2=7см) - по 3,5 см в каждую. От линии бока провести 2 прямых отрезка к точкам 3,5, удлинив на 1 см вверх каждый.

Шаг 5-6:

Соедините по лекалу точки точку А с точкой 1 (это та точка, которая получилась после поднятия лилии бока на 1см) и точку 1 (другую) с точкой В слегка выгнутыми линиями. ЛЛ2 разделите пополам и от точки деления поднимите перпендикуляр до отрезка АВ. От точки В1 отложите вправо по красной линии - 5-6см (для всех размеров), вниз опустите перпендикуляр до линии бедер.

Шаг 7-8:

Окончательный расчет вытачек: оставшийся излишек ткани по талии (7см) распределить в вытачки задней и передней половинок юбки - чуть больше в заднюю половинку и чуть меньше в переднюю, соответственно 4 и 3см. Длина вытачки на задней половинке юбки - 12-13см. Длина вытачки на передней половинки юбки - 9-10см. Отведите вытачку влево на 0,5см (для красоты).

При построении чертежа использована единая методика конструирования одежды ЦНИИШП.

Исходные данные

Для построения чертежа основы прямой юбки необходимы следующие измерения и прибавки:

С т - полуобхват талии;

С б - полуобхват бедер;

Д тс - длина спины до талии;

Д тб - расстояние от талии до бедер (для низких бедер);

Д сп - расстояние от линии талии до пола спереди;

Д сб - расстояние от линии талии до пола сбоку;

Д сз - расстояние от линии талии до пола сзади;

Д ю - длина юбки;

П т - прибавка к полуобхвату талии;

П б - прибавка к полуобхвату бедер;

Кроме того, находим уровень нижнего края юбки. Для этого из мерки Д сб вычитаем длину юбки Д ю . Полученную величину вычитаем из мерок Д сп и Д сз , получаем, соответственно, мерки Д юсп (длина юбки спереди) и Д юсз (длина юбки сзади).

Построение базисной сетки чертежа

Построение чертежа основы начинают с построения базисной сетки.

Габарит базисной сетки соответствует размерам боковой поверхности юбки от средней задней до средней передней линии.

Строим прямой угол с вершиной в точке Т. Вниз от нее откладываем по вертикали длину юбки сзади Д юсз . Получаем точку Н.

Определяем линию бедер. Линия бедер для юбки обычно находится на уровне 18-20 см вниз от линии талии, причем меньшая величина относится к фигурам небольшого роста, большая - к высоким фигурам.

ТБ = 0,5 * Д тс - 2

ТБ = Д тб .

Для фигур с низкими бедрами используем мерку Д тб .

Откладываем от точки Т вертикально вниз величину ТБ, ставим точку Б.

Через точки Т и Б вправо проводим горизонтали - линию талии и линию бедер соответственно.

Ширина юбки на линии бедер: ББ 1 = С б + П б . Откладываем этот отрезок по горизонтали вправо от точки Б.

Положение боковой линии определяет отрезок ББ 2 , который откладывают по горизонтали вправо от точки Б:

ББ 2 = (С б + П б )/2 - 1.

Положение задней и передней вытачек определяют отрезки ББ 3 и Б 1 Б 4:

ББ 3 = 0,4 * ББ 2 ;

Б 1 Б 4 = 0,4 * Б 1 Б 2 .

Отрезок ББ 3 откладывают по горизонтали вправо от точки Б. Отрезок Б 1 Б 4 откладывают по горизонтали влево от точки Б 1 .

Через точки Б 3 , Б 2 , Б 4 , Б 1 проводят вверх вертикали до пересечения с линией талии в точках Т 3 , Т 2 , Т 4 и Т 1 .

Вертикали через точки Б 1 и Б 2 продолжают вниз до пересечения с горизонталью в точках Н 1 и Н 2 .

Расчет и построение чертежа основы

(Для просмотра увеличенного чертежа в отдельном окне кликните по рисунку мышкой).

Прежде всего, уточним положение линии талии, определяя местоположение точек Т 20 и Т 10 .

От точки Н 2 по вертикали вверх откладываем мерку Д ю . Ставим точку Т 20 . От точки Н 1 по вертикали вверх откладываем мерку Д юсп . Ставим точку Т 10 .

Соединяем прямыми точки Т, Т 20 , Т 10 . Эта ломаная и является уточненной линией талии.

Продлеваем вверх вертикали задней и передней вытачек до пересечения с уточненной линией талии в точках Т 30 и Т 40 .

Определяем суммарный раствор вытачек по линии талии.

∑ вытачек = (С б + П б ) - (С т + П т ).

Направление вытачек, их величина и количество зависят от телосложения и особенностей фигуры заказчицы. Для типовых фигур принято проектировать три вытачки: заднюю, боковую и переднюю.

В данном построении будем ориентироваться на типовую фигуру.

Боковая вытачка размещена на боковой линии. В общем случае величина ∑ вытачек распределяется следующим образом: раствор задней вытачки 0,35 ∑ вытачек, раствор передней вытачки 0,15 ∑ вытачек, раствор боковой вытачки 0,5 ∑ вытачек.

Для построения сторон вытачек по линии талии от точек Т 30 , Т 40 и Т 20 откладываем вправо и влево по половине раствора задней, передней и боковой вытачек соответственно. Длина вытачек: задней 15-17 см, передней 10-12 см, боковой 17-20. Если строим юбку с боковыми швами, то вершина боковой вытачки должна лежать на линии бедер и совпадать с точкой Б 2 . Длину вытачек откладываем от точек Т 30 , Т 40 и Т 20 вниз по вертикали.

Стороны вытачек выравниваем по большей из сторон. Боковую вытачку оформляем плавными линиями, заднюю и переднюю - прямыми. Линию талии оформляем плавной кривой при закрытых вытачках.

Если прямую юбку несколько расширяем по линии низа, то боковую линию отводим от вертикали вправо и влево от точки Б 2 до точек Н 21 и Н 22 .

Н 2 Н 21 = Н 2 Н 22 = 1 - 6 см.

Нижний конец вытачки, точку Б 2 , соединяем с точками Н 21 и Н 22 .

Если прямая юбка проектируется со швом или складкой посередине, то линию середины заднего полотнища проводим через точки Б и Т 0 по прямой до пересечения с линией низа в точке Н 0 , а линию середины переднего полотнища - через точки Т 11 и Б 1 по прямой до пересечения с линией низа в точке Н 10:

ТТ 0 = Т 10 Т 11 = 0,5 - 1 см.

При этом выравниваем длину линий:

Б 1 Н 1 = Б 1 Н 10 .

Это необходимо, чтобы шлица или складка в готовом изделии не расходились. Понятно, что если в юбке присутствует, например, только шлица посередине заднего полотнища, а переднее полотнище выкраивается одной деталью, делать вышеуказанные отступы следует только по середине заднего полотнища юбки.

Линию низа оформляем плавными кривыми. Обводим четкой линией контуры заднего и переднего полотнищ юбки.

Чтобы посмотреть пример расчёта для построения чертежа прямой юбки, а также - получить расчёт на ваши собственные мерки .

При подготовке данной статьи использовались материалы книги "Конструирование одежды" авторов Э.К.Амирова, О.В.Сакулина, Б.С.Сакулин, А.Т. Труханова, Москва, Издательский центр "Академия", 2006.

ПРЯМАЯ ЮБКА

Данная тема для тех, кто хочет научится кроить и сшить простую прямую юбку с разрезом сзади на себя или свою подругу. Здесь подробно описано построение выкройки, раскрой изделия и сборка изделия, как для начинающих, так и для тех кто умеет шить, но возникали некоторые вопросы во время работы.

Мерки даны на определённую фигуру для примера, вы подставляете свои цифры мерок и выполняете по описанной схеме на себя.

В этой теме вы найдете некоторые советы, которые вам понадобятся во время работы. Если есть вопросы или предложения — спрашивайте, чтобы более подробно можно было отредактировать данную тему.

Снятие мерок.

Снятие мерок начинаем с разметки ориентировочных точек и линий на фигуре.

Линию талии фиксируем тонкой тесьмой, которую располагаем строго горизонтально. Так как чертежи строят на половину фигуры (при раскрое выкройку накладывают на сложенную вдвое ткань), мерки обхватов (кроме обхвата руки) и ширины записывают также в половинном размере.

Обхват талии (От). Ленту накладываем горизонтально вокруг туловища по линии талии.
Обхват бедер (Об). Ленту накладываем на ягодичные точки. Она проходит горизонтально вокруг туловища, спереди — по выступу живота и бёдер, и замыкается на правой стороне туловища.

Длина юбки (Дл.ю.). Измеряем от линии талии по боку.

Мерки:

Общая: 1/2: 1/4

Обхват талии (От) – 70 см: 35 см: 17,5 см

Обхват бёдер (Об) – 96 см: 48 см: 24 см

Длина юбки (Дл.ю.) – 50 см

Дополнительные данные: общая: 1/2

Свобода облегания по бёдрам (СО) – 4 см: 2 см

Выкройка.

Чертим базовую выкройку юбки без свободы облегания и без припусков на швы.

Берём лист бумаги больше полуобхвата бёдер (ПОб) на 10 см и длиннее мерки Дл.ю. на 10 см (т.е. 58 см на 60 см).

От верхнего края отступив 5 см, ставим точку А и проводим от нее перпендикулярную от бокового края линию.

Пишем на линии – линия талии.

От линии талии по боковому краю откладываем 18 см. и ставим точку Б.

Пишем на линии – линия бёдер.

От линии талии по боковому краю откладываем длину юбки (Дл.ю.) – 50 см и ставим точку Н.

Проводим от нее перпендикулярно боковому краю линию.

Пишем на линии – линия низа.

От точки А откладываем по линии талии полуобхват бёдер (ПОб) – 48 см и ставим точку А1.

Вниз проводим перпендикуляр к линии талии и ставим точки на линии бёдер — точку Б1, на линии низа – точку Н1.

От точки А откладываем обхвата бёдер (Об) – 24 см и ставим точку А2.

Вниз проводим перпендикуляр к линии талии и ставим точки на линии бёдер — точку Б2, на линии низа – точку Н2.

Подписываем построенные линии:

Линия АН – средина переда,

Линия А1Н1 – средина спинки,

Линия А2Н2 – бок.

Боковая выточка.

От точки А2 по линии талии откладываем влево и вправо по 3 см и ставим точки А3 и А4. Соединяем их с точкой Б2.

Посредине каждой линии А3Б2 и А4Б2 чертим перпендикуляр к боку 5 мм и плавную изогнутую линию.

Передняя выточка.

От точки А по линии талии отмеряем 10 см и ставим точку А5. Опускаем перпендикуляр на линию бёдер и отмечаем на этой линии 10 см. Ставим точку Б3.

От точки А5 влево и вправо отмеряем по 1 см и ставим точки А6 и А7.

Соединяем эти тоски с точкой Б3.

Задняя выточка.

От точки А1 откладываем по линии талии 10 см и ставим точку А8, от которой опускаем перпендикуляр на линию бёдер и отмеряем на нем 15 см. Ставим точку Б4.

Высчитываем нашу индивидуальную заднюю выточку по формуле:

Полуобхват бёдер (ПОБ) минус полуобхват талии (ПОТ) минус передняя вытачка (2 см) минус боковая выточка (6 см) равно

ПОБ (48 см)- ПОТ (35 см)-2 см-6 см=5 см

(Если задняя вытачка получилась более 5,5 см, то мы делаем две одинаковые задние выточки, т.е. общую сумму задней выточки делим на 2. Например: ПОБ (49 см)- ПОТ (35 см)-2 см-6 см=6 см. Теперь 6/2=3 см. Это значит, что первая зад. выточка располагается, как написано выше, с суммой 3 см, вторая будет находится посредине между точками А9 и А4 – построение точно такое же, как и первой.)

Эта число означаем полную сумму задней выточки, поэтому ее делим пополам (5/2=2,5 см).

От точки А8 откладываем по линии талии влево и вправо по 2,5 см и ставим точки А9 и А10.

Соединяем эти точки с точкой Б4.

Обводим нашу выкройку толстой линией, как показано на рис. 5, и по этой линии вырезаем выкройку.

Приклеим по бокам нашей выкройки по широкой полоске от линии талии до линии низа.

Добавляем свободу облегания по бёдрам по 1 см с каждой стороны по боку, т.к. СО=4 см по общему обхвату, а у нас чертёж юбки с полуобхватами.

Чертим прямую линию от линии бёдер и по линии низа, которая плавно переходит на линию талии без припуска на свободу облегания (СО).

Подписываем по линии средины переда и спинки – долевая нить.

Обводим нашу новую выкройку и вырезаем ее.

Это — готовая выкройка юбки для построения на ткани, но без припусков на швы.

Крой юбки.

Перед раскроем ткань нужно обязательно декатировать и отутюжить горячим утюгом, посмотреть имеется ли какой-нибудь дефект ткани, чтобы обойти его при раскрое.

Укладывание ткани для раскроя

Прежде всего, при раскрое ткани необходимо ориентироваться на направление долевой и уточной нитей, так как ткань растягивается по-разному в направлении основы и направлении утка. (Основа – нити, идущие вдоль кромки ткани. Отсюда их другие названия — «долевые нити» либо «основные нити» . Уток – нити, идущие поперек кромки ткани. Их другое название – «уточные нити» .)

Если при раскрое детали уложить неправильно, то изделие быстро потеряет свою форму или получится перекошенным (если не сразу, то после стирки).

Обычно ткань для раскроя складываем пополам лицевой стороной внутрь, совмещая кромки.

Такой вариант подходит для раскроя изделия, в котором все детали парные (две полочки, две спинки, два рукава т.д.), либо для раскроя изделия, в котором часть деталей парные, а другая часть имеет сгиб линии средины. Например: спинка из двух деталей, а перед — целая деталь со сгибом. В таком случае детали укладываем следующим образом: лекало спинки — к кромкам, а средина переда — к сгибу ткани.

В случае, если и спинка, и перед представляют собой целые детали со сгибом посредине, то ткань лучше уложить с двумя сгибами, как показано на рисунке.

Лекало спинки укладываем линией средины к одному сгибу, а лекало переда – линией средины к другому сгибу.
Этот способ раскладки применяется и для юбок, если переднее и заднее полотнище юбки не имеет швов.

Среди современных тканей есть такие, которые хорошо тянутся по основе и плохо по утку. В этом случае раскладку лекал выполняем наоборот, т.е. направление нити основы на лекалах должно лежать по уточной нити ткани

Если вы переводите выкройки из журналов, то не забывайте переводить и стрелочки, обозначающие направление нитей основы (долевых нитей).

Выкладываем нашу выкройку юбки по рисунку 10, прикалываем булавками по периметру деталей.

Обводим нашу выкройку юбки тонким портновским мелом.

Затупившийся край мелка можно “заточить” ножом.

Размечаем припуски вокруг деталей выкройки при помощи линейки и портновского мелка: вверху -1 см, по бокам — 2 см, внизу – 4 см, по центру спинки – 2 см.

И опять обводим тонким мелом.

Внизу ткани чертим мелом пояс по сгибу: в длину – ПОТ+10 см, и в ширину – 8 см. Эту же деталь (пояс) чертим на флизелине.

Вырезаем наши детали.

Пошив юбки.

Переводим контур деталей на другой слой ткани копировальными стежками (силками), т.е. на парную деталь или на симметричную сторону цельной детали (детали со сгибом). Это те же сметочные стежки, но при прокладывании их нитки не затягиваются, а образуют небольшие петли высотой 1-1,5 см. Длина стежка в петле составляет 3-5 мм, расстояние между стежками — до 1 см.

После прокладывания стежков по периметру и внутри детали — кроя раздвигаем, силки растягиваем и разрезаем нитки. В результате контур выкройки получается сразу на обеих одинаковых деталях (или симметричных сторонах). Обводим его по изнаночной стороне тонким мелом.

Перед первой примеркой детали юбки соединяем сметочными стежками.

Для обработки выточки соответствующею деталь складываем лицевой стороной внутрь по средней линии выточек так, чтобы ее стороны совместились. Во избежание сдвига слоев ткани при обработке выточку скалываем несколькими булавками, располагая их перпендикулярно к линии сметывания. Чтобы не растянуть ткань, сметывание сторон производим от срезов детали по направлению к вершине выточки.

Выточки на передней половинке юбки заутюживаем к центру переда, а выточки на задней половинке – к центру спинки.

Сметываем боковые швы и задний шов до расположения змейки.

Первая примерка.

Сметанное изделие надеваем на фигуру, закрепляем булавками застежку. Внешним осмотром определяем правильность его посадки в целом. Затем приступаем к необходимым уточнениям и исправлениям в соответствии с фигурой.

Прежде всего, проверяем положение боковых швов, направление и длину выточек, длину изделия.

Если изделие получилось великовато, то излишек ткани забираем в шов. Если маловато, — распарываем смёточные строчки по бокам и выпускаем ткань.

На деталь пояса приклеиваем горячим утюгом флизелин и заутюживаем пояс посредине по его длине.

Прикладываем пояс на юбку. Закалываем его булавкой. Отмечаем мелом соединение пояса по булавке, на юбке рисуем край пояса по обхвату талии так, как он лег на данную фигуру.

Расстёгиваем пояс, снимаем изделие.

Уточняем дефекты юбки, т.е. убираем (и подрезаем излишки ткани) или выпускаем запасы ткани.

Еще раз надеваем юбку на фигуру, выполняя вторую примерку. Если имеются еще какие-либо дефекты, то мы их опять убираем.

Потом обрабатываем срезы швов зигзагообразной строчкой или на оверлоке.

Стачиваем боковые швы, заутюживаем их на спинку или разутюживаем.

Пришивание молнии в задний шов юбки.

Прикладываем молнию к верху заднего шва юбки и отмечаем мелом, где находится нижний замочек молнии.

Сметываем мелкими стежками верхнюю часть шва до отметки, далее прострачиваем на швейной машине до отметки, где начинается разрез юбки.

Разутюживаем шов. Расстёгиваем молнию и прикладываем ее с изнаночной стороны юбки на шов так, чтобы край шва совпал с краем зубчиков. Прикалываем булавками эту сторону молнии к юбке, захватывая все три слоя. Застёгиваем молнию и прикалываем булавками другую сторону молнии к юбке. Прокладываем мелкие сметочные стежки с двух сторон молнии. Снимаем булавки. Прострачиваем на швейной машине строчку по лицевой стороне юбки на ширину лапки (около 5 мм) от зубьев молнии сверху вниз, поворачиваем за замочком – прострачиваем 1 см, поворачиваем изделие и прострачиваем обратно снизу вверх вдоль шва.

Снимаем сметочные стежки, отутюживаем молнию.

Скалываем юбку, совмещая верх изделия, от средины переда до средины спинки. Расстёгиваем молнию.

От нарисованной линии мелом, где будет пришиваться пояс, отмечаем 1 см на шов. Отрезаем излишек ткани. Выточки и швы закрепляем закрепками, чтобы они не разошлись.

Отмечаем надсечкой средину переда и средину пояса. Заготовленный пояс прикладываем лицевой стороной на лицевую сторону юбки. Совместив срезы, соединяем надсечки, закалываем булавками, намётываем со стороны юбки с небольшой посадкой последнего.

Отворачиваем пояс посредине лицевой стороной вовнутрь. Застрачиваем края пояса, загнув нижние края, отступив по 2 см с каждой стороны от молнии. Не пристроченный край пояса к юбке обрабатываем оверлоком. Выворачиваем пояс изнаночной стороной к изнаночной стороне. Соединяем загнутые края вовнутрь, скалываем булавкой.

После этого один край пояса загибаем, другим краем перекрываем его, смётываем и даем машинную строчку по поясу лицевой стороны юбки надстрочным швом 1 мм от края притачивания.

Низ изделия и разрез подгибаем (сначала низ юбки, а потом разрез), перекрывая нижний край юбки. Прикладываем сметочные стежки. Отутюживаем край юбки и прокладываем крестообразные стежки слева направо, а проколы иглы делаем справа налево, чередуя их по основной ткани и по подогнутому краю. При этом стежки не должны быть заметными с лицевой стороны. Основную ткань прокалывается не насквозь, а захватывая только половину ее толщины. Длина стежков — 5-7 мм.

Окончательная влажно-тепловая обработка

Очищаем изделие от производственного мусора (мел, нитки и т. д.). Выворачиваем юбку на изнаночную сторону. Проутюживаем пояс, не растягивая при этом его верхнего края. Застежку-молнию утюжим через проутюжильник. Проутюживаем каждую сторону разреза вместе. Хорошо отутюживаем все полотно изделия. Изделие остывает в течение 15-20 минут.

Прорезаем петлю на верхней (передней) части пояса. От края пояса петля располагается на расстоянии 0,5 — 1 см точно посредине пояса. На нижней левой стороне пояса пришиваем пуговицу. Местоположение пуговицы следует отмечать при закрытой застежке-молнии.

Спасибо за внимание.



gastroguru © 2017