Природоведение для дошкольников. Формирование естественно-научной компетенции у дошкольников посредством дополнительного образования. Кружок «Хочу все знать. Сопутствующие формы работы

Программа кружка дополнительного образования

«Занимательное естествознание»

для детей 4-7 лет
МДОУ Центр развития ребенка - детский сад №45 «Колосок»

Программа кружка

Возраст - 4-7 лет.

Срок реализации - 3 года.

Воспитатель

Новикова Наталия Станиславовна

Город Подольск 2017 год.

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоение природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Коллектив МДОУ Центр развития ребенка - детский сад №45 «Колосок» стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов экологообразовательного пространства.

Актуальность и научность. П роблемы формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:

  • формирование элементов экологического сознания;
  • формирование практических навыков и умений по уходу за объектами живой природы и некоторых способов охраны природы;
  • воспитание культуры поведения и деятельности.

Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным, и наглядно-образным, основной упор автор программы делает на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены при условии формирования экологического мировоззрения повышения экологической грамотности и культуры.

В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием существует определённое противоречие. Суть противоречий в следующем:

Декламируемые цели и задачи экологического воспитания базируются на новой экологической парадигме биоэкоцентризме, а вот отбор содержания и методов производятся на основе старой парадигмы - антропоцентрической.

Многие годы в нашем обществе преобладал антропоцентрический подход, в котором человек считался мерой всех вещей, он выступал властелином природы, способным изменить её для удовлетворений своих потребностей.

Целью новой парадигмы является тоже человек, но не он сам, как хозяин, а через сохранение его среды обитания. Мы должны различать все действия человека в окружающей среде и в природных условиях. Каждый ребенок должен понимать, что помогать природе, улучшать её, можно в изменённой среде человеком: в городе, детском саду, в уголке природы.

Вся деятельность человека должна строиться с учетом законов природы.

Детям необходимо показать уникальность природы, её красоту и универсальность. Объяснить, что природа - это среда обитания всех живых существ, включая человека. Мы должны охранять природу не потому, что она нам может что-то дать, а потому, что она самоценна.

Считаю данную проблему наиболее актуальной для экологического воспитания детей в нашем детском саду и для меня, как педагога в частности.

Городской округ Подольск живописное место, вокруг леса, богатые растительным и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Исходя, из всего этого наша группа взяла в качестве дополнительного образования Экологический кружок «Занимательное естествознание». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.

Цель и задачи программы

Цель дополнительного образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи :

  1. Приобщить детейдошкольного возраста к изучению родного края - малой Родины городского округа Подольска.
  2. Воспитывать экологическуюграмотность дошкольника.

3.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

  1. Формировать у детейпредставление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

Познавательно-исследовательскую;

Чтение художественной литературы;

Коммуникативную;

Экспериментальную;

Продуктивную;

Трудовую;

Игровую.

  1. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-7 лет. Программа рассчитана на три года обучения детей дошкольного возраста.

Основные формы кружковой работы - интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.

Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующую основным санитарно-гигиеническим требованиям.

Для занятий кружка время и день строго определены, что соответствует требованиям СанПину и программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.

Этапы экологического воспитания :

1 этап (с 4 до 5 лет) - интерес ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающийся попытками их анализировать; - участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества; - общение с представителями животного и растительного мира, вызванное заботой о них; - выполнение ряда правил поведения в окружающей среде

2 этап (с 5 до 6 лет) - соблюдение правил поведения в окружающей среде; - контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обстановке; - выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира; - способность самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности; - доброта и отзывчивость, внимание к окружающим животным, птицам, людям и растениям, готовность оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
3 этап (с 6 до 7 лет) - умение самостоятельно выявлять признаки того или иного времени года, устанавливать причинно-следственные связи; - осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что вредных животных не бывает; - обобщенное представление о типичных экологических системах (лес, луг, водоем); - отношение к человеку, как к естественному объекту природы; - познавательный интерес к природе и ее роли в жизни человека; - экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Занятия проводятся по 20 минут с детьми 4-5 лет и по 30 минут, с детьми 5-7 лет.

На занятиях применяются игровые и творческие задания, словесные и наглядные

методы, дидактические игры.

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 4-5 лет.

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 5-6 лет.

  • Знать и называть некоторых домашних животных.
  • Наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
  • Делать элементарные выводы и делиться впечатлениями об окружающем мире.
  • Правильно взаимодействовать с окружающим миром.
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными. Птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им (не кормить собаку сладостями и т.п.)

Ожидаемые результаты к концу года обучения детей 6-7 лет.

  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  • Иметь представление о родном крае.
  • Уточнять представление детей о растениях (травы, деревья)
  • Рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы)
  • Наблюдать за домашними животными, знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами)
  • Знакомиться с птицами на участке детского сада (ворона, воробей, сойка, синица, сорока, снегирь, голубь, дятел, поползень).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ.

Дети средней группы должны знать:

  • 3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей.
  • части тела животных и их особенности
  • виды растений
  • основные части растений
  • правила ухода.
  • Должны уметь:
  • устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,
  • устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

Иметь представление:

  • о приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.

Дети старшей группы должны знать:

3-4 вида домашних и диких животных и их детёнышей

Части тела животных и их особенности

Виды растений

Основные части растений

Правила ухода.

Должны уметь:

Устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей,

пищей и ротовым аппаратом животных,

Устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.

Иметь представление:

О приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой

Дети подготовительной к школе группы

Должны знать:

Животных основных классов

Особенности поведения, среды обитания, чем питаются, как передвигаются.

  • виды растений
  • стадии роста и развития растений
  • что такое вода, воздух, солнце, почва
  • Должны уметь:
  • устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных,
  • различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
  • производить группировку «живое», «неживое».
  • Иметь представление

О роли неживой природы в жизни человека.

Формы контроля достижений воспитанников кружка

Тесты-задания;

Диагностика;

Анкетирование родителей;

Открытое занятие по экологии,

Выставка работ детей.

Тематическое планирование по сезонам

Осень - 8 интегрированных образовательных занятий

Зима - 11 интегрированных образовательных занятий

Весна - 12 интегрированных образовательных занятий

Учебный план .

Учебный план дополнительной общеобразовательной программы проектирован на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом требований ФГОС ДО. Организация деятельности по данной программе предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течении всего дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого составлено единое расписание образовательной деятельности детей в режиме работы детского сада. Образовательная деятельность (НОД) по программе дополнительного образования осуществляется во второй половине дня, продолжительность занятий в соответствии с возрастом.

Время проведения НОД: средняя группа с 15.30.15.50

старшая группа с 16.00 -16.30

подготовительная группа с 16.40 - 17.10

Основные принципы работы:

  • Работа должна основываться на принципах доступности, прогностичности, целостности.
  • Необходимо использование блочной системы построения перспективного плана занятий;
  • В процессе работы в комплексе должны использоваться наблюдение, эксперимент, решение игровых проблемных задач моделирование и самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • Работа с детьми не ограничена рамками занятий (предварительная работа, разнообразные сопутствующие формы работы: праздники, развлечения, конкурсы и викторины экологического содержания);

(1 год обучения, средняя группа)

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество

Вводное занятие

Мониторинг

Подольск - наша малая Родина

Вот она какая, осень золотая

Экскурсия в осенний парк

Грибное царство нашего края

Где обитают рыбки?

Домашние любимцы

Кто живет в лесах нашего края

Климатические условия

Что растет в наших лесах

Сад-огород

Комнатные растения

Растения детского сада

Насекомые

Мониторинг

Всего:


Учебно-тематический план кружка

(2 год обучения, старшая группа)

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество

Вводное занятие

Мониторинг

«Земля - наш дом»

«Угадай правило»

«Выбеи правильно

Климатические условия

Комнатные растения

Растения нашего края

Домашние животные

«По экологической

Мониторинг

Всего:


Учебно-тематический план кружка

(3 год обучения, подготовительная группа группа)

Теоретическая часть

Практическая часть

Общее количество

Вводное занятие

Мониторинг

«Мы друзья природы»

«Ходит капелька по кругу»

«Солнце в жизни растений и животных»

воздух и ветер

«Песок и глина-наши помощники»

Природные явления

Растения под нашей защитой

Обитатели природы

Учитесь жалеть и беречь.

В гостях у леса

Природа и человек

Мониторинг

Всего:

Тематическое планирование

Средняя группа дети 4-5 лет

Интеграция образовательных областей

Формы работы

Подольск - наша малая Родина.

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

1. Рассматривание иллюстраций о нашем городе.

1. Просмотр видеоролика.

«Овощи и фрукты»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Рассматривание иллюстраций с их изображением.

2. Разгадывание загадок.

3. Игра «Угадай на вкус».

«Вот она какая, осень золотая!»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Чтение пословиц, поговорок и примет.

2. Игра «Найди такой же листочек» .

3. Эксперимент «Легкий - тяжелый»

«Экскурсия в осенний парк»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Рассказ о росте растений.

2. Дидактическая игра «Найди, что опишу»

3. физкультминутка «Поход».

«Грибное царство нашего края» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Разгадывание загадок о грибах.

2. Дидактическая игра «Найди лишний гриб» .

3. Игра «Собери грибы»

«Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят….»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Наблюдение за аквариумными рыбками.

2. Кормление рыбок.

3. Игры с водой «Рыбаки» .

«Домашние любимцы»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа «У меня дома живет…»(рассказы детей об их любимцах) .

2. Игра «Хорошо-плохо» .

«Кто живет в лесах нашего края?»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Рассказ медвежонка о наших лесных соседях.

2.Упражнение «Изобрази дикое животное» .

3. Дидактическая игра«Что за зверь?»

4.Развлечение «Волшебница-осень!»

«А снег идет.»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Наблюдение «Снег, какой он?»

2. Рассматривание снежинок через увеличительное стекло».

3. Игра «Собери фигурки» .

«Воздух»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Эксперимент «Что в пакете?»

2. Игры с воздушными шариками и соломинкой.

«Путешествие по временам года» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Путешествие по временам года.

2. Дидактическая игра «Какое время года?»

«Водичка-водичка» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа «Что было бы, если не было воды?

2. Эксперименты по определению свойств воды.

«Елочка-красавица всем ребятам нравиться

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Сравнение живой и искусственной елей.

2. Игры с шишками.

3. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка» .

«Зимушка-зима» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа «Что нам нравится зимой» .

2. Эксперименты с водой.

«Лесные жители в зимнем лесу»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Беседа о зимних изменениях в природе.

2. Игра «Угадай по описанию» .

3. Эксперимент «Лед- твердая вода.

4. Развлечение «Зимушка - зима в гости к нам пришла» .

«Крылатые соседи»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. «Чтение художественной литературы»

2. Дидактическая игра

«Опиши птичку»

3. Игра «Собери из частей»

4. Подвижная игра«Снегири»

«Домашние животные - друзья человека» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа о домашних животных. 2. Отгадывание загадок про домашних животных.

3. Игра «Кого не стало» .

«Посадка лука»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Беседа о временах года, о посадке лука.

2. Посадка лука.

3. Игра «Сложи картинку» .

«Зимние явления в неживой природе»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Встреча со снеговиком.

2. Беседа о свойствах снега.

3. Эксперименты со снегом.

«Комнатные растения» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Беседа о строении растения.

2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим ухаживанием за растением)

«На птичьем дворе» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Встреча с курочкой Рябой.

2. Игра «Кто как говорит?» 3. Загадки.

«Весна идет!»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Разгадывание загадок о весне.

2. Чтение стихотворений о весне.

3. Эксперимент «Таяние снега» .

«Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Встреча с Веснянкой.

2. Беседа об уходе за комнатными растениями.

3. Игра «Живые картинки» .

«Весенние секреты»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Путешествие в весенний лес.

2.Игра «Назови детеныша» . Игра «Отгадай» .

«Водоемы родного края»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа о водоемах.

3. Игра «Кто это потерял» .

«Знакомство с птицами»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«Физическое»

1. Рассказ о птицах.

2. Игра «Посели птицу» .

3. Эксперимент «воздух нужен всем» .

«Что растет в нашем лесу?»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

1. Рассказ Лесовичка о лесе.

2.Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

3.Эксперимент «Здравствуй, ветер!»

«Камни»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Рассматривание камней на прогулке.

2. Эксперименты с камнями.

«Песок»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Рассматривание песка.

2. Дидактическая игра «Чудесные фигурки» .

3. Эксперименты с песком.

«Растения на территории детского сада»

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Наблюдение за растениями.

2. Дидактическая игра «Угадай растение» .

3. Чтение стихотворений.

«Друзья мухи-Цокотухи» .

«Социально-коммуникативное»

«познавательное»

«речевое»

«художественно-эстетическое»

1. Наблюдение за насекомыми на прогулке.

2. Беседа о том, что нельзя обижать маленьких соседей.

3. Дидактическая игра «Летает - не летает» .

Тематическое планирование

Старшая группа дети 5-6 лет

месяц

Тема

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствующие формы

работы

Сентябрь

«Земля - наш дом»

Иллюстрации, фотографии

«Угадай правило»

Рисунки с графическим изображением правил, стихи.

Посещение выставки

Рисунков старших

«Выбери правильно

дорогу»

Картинка, на которой изображены лесные

тропинки. По краям тропинок расставлены

маркеры с правилами

поведения в лесу.

«Вода - друг человека»

Дидактическая игра «Водичка, водичка, умой моё личико»

Разучивание стихов, потешек

«Разноцветная вода»

Наглядный материал,

Оборудование для опыта

«Вода холодная и горячая»

Чтение стихотворения, дидактическая игра «Купание куклы»

Игры с дидактич.

«Удивительные

приключения

капельки»

Обучающая настольная игра

«Ветер, ветер, ты могуч»

Фрагменты «Сказки о царе Салтане...» А.С. Пушкина

Наблюдения

за вентилятором

«Как мы дышим»

Иллюстрации

«Наблюдение за ветром»

Наблюдения,

игры с флажками,

султанчиками, вертушками

Дидактическ.

Игра «Поиграй с

Нами ветерок»

«Облака -

белогривые

лошадки»

Наблюдения, песенка

«Облака - белогривые

лошадки», стихотворения

Разучивание

песен на муз.

«Пусть всегда будет солнце»

а) Солнце высушивает предметы

б) Солнце прогревает
предметы.

«Песок - наш помощник»

а) Сыпучесть песка

б)Рассматривание под лупой

«Что у нас под ногами»

Опыт №3 Опыт №6

«Комнатные растения»

Внесение кашпо с

цветами. Худож. слово

«Как живут растения зимой»

Иллюстрации

«Зимний лес»,

«Зимние забавы»

«Как узнать ель»

Худож. слово, загадки

Рассматривание ветки ели

«Поможем ёлке»

худож. слово, подвижные игры

Дидактич.

игра «С чей ветки детки»

«Козы! Кыш от берёзы!»

Песня «Берёзка» Е.

Тиличеева на слова П.

Воронько, худож. слово

«Корова-коза-лошадь -домашние животные»

Иллюстрации, худож. слово, прослушивание голосов домашних животных в записи.

«Зайчик в беде»

худож. слово, хоровод

«Заинька»

«Знакомство с кроликом»

Живой объект,

худож. слово,

наблюдения

«Сравнение собаки и кошки»

Картинный материал,

худож. слово

Игры с мягкими

игрушками в

экологической

тропе»

худож. слово, дидактическая

игра «С чьей ветки детки»,

хоровод«Берёзка»

«Прогулка в лес»

худож. слово

Дидактич. игра «Кто как кричит?»

«Путешествие в весенний лес»

худож. слово,

дидактические игры

Наблюдения на прогулке

«Воробей и ворона»

худож. слово,

Просмотр видеофильма

Инсценирование сказки,

картинки

Наблюдения за птицами во дворе

«Птичка живая и игрушка»

Сравнение живой и

неживой птицы, худож. слово.

«Викторина о птицах»

вопросы, Худож. слово,

Тематическое планирование

подготовительная группа дети 6-7 лет

месяц

Тема

Методическое

обеспечение и

дидактический

материал

Сопутствующие формы работы

сентябрь

«Экология»

Кукла «Инопланетянин»,

Предметные картинки, дерево без листьев,

пособие, «Напоминающее

«Мы друзья природы»

Картины с изображением

обитателя леса, карта - план путешествие, стихи, загадки, дидактическая

игра «Кто, где живёт»

Рассматривание

Иллюстраций «Что хорошо, что плохо»

«Сиреневый бал природы»

слушание музыки, грамм, запись

Разучивание стихов, песен

«Где живут капли воды в детском саду»

наблюдения, народный фольклор

«Послушная водичка»

опыт: определение цвета,

прозрачности, запаха, вкуса, формы воды

«Вода - кровь

земли»

Иллюстрация, худож. слово,

Рассматривание энциклопедии

«Ходит

капелька по

кругу»

Инсценировка по мотивам сказки «Куда делась вода

после дождика»

А. Дитрих

«Воздух вокруг нас»

Опыт со стаканом и водой.

Опыт на доказательство

невидимости и прозрачности воздуха

«Этот

удивительный

воздух»

опыты «Буря в стакане», «Воздух имеет вес»

«Вот труба, над нею дым»

художественное

слово, иллюстрации

«Где же 5-й океан»

плакаты, глобус, экологическая лаборатория, опыты

Беседы с детьми

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Исследовательская деятельность, вывод: солнце - тепло.

«Солнце в

Жизни растений

и животных»

Иллюстрации,

художественное

слово, народный

фольклор

Знакомство с пословицами, поговорками

«От чего

происходит

смена дня и

ночи»

Модель Земли и Солнца. Картинки с изображением

различных времён суток. Детская энциклопедия.

Игра «Путешествие на

пароходе», подвижная игра

«День и ночь»

Чтение худ. литературы

«Песок и глина

-наши

помощники»

опыты с песком, глиной в

экологической лаборатории

«Удивительная глина»

Художественное слово, лепка, посуда из глины

«Что у нас под ногами»

иллюстрации, коллекция

камней, картинный материал

«Земля - наша кормилица»

Экологическая лаборатория, опыты о составе почвы, о цвете почвы.

«Сухая и влажная почва»

Художественное слово, почвы бывают разными.

Зарисовки наблюдений

«Знакомство с подземным царством»

Экологическая лаборатория, опыты с почвой

Чтение литературы о

подземных царствах

«Значение

почвы в жизни

растений»

плакаты, иллюстрации,

художественное слово

«Не уставайте удивляться»

Художественное слово, загадки, приметы

Рассматривание

Фотоальбома «Природа глазами

художника»

«Зелёная аптека»

стенд «Лекарственные

растения», художественное слово, загадки

Изготовление и

рассматривание

гербария

«Растения под нашей защитой»

иллюстрация, художественное слово

«Комнатные растения»

Внесение кашпо с цветами. Худож. слово

Наблюдения за

цветущими растениями в детском саду.

«Где живут обитатели природы»

таблица, дидактические

карточки, комнатные

аквариум, художественное

слово, дидактическая

игра «Где мой дом»

«Учитесь жалеть и беречь»

художественное слово, таблица «Прудовая

«О чём поют птицы»

приметы, художественное слово, аудио запись «Голоса птиц»

«Как нельзя

относиться к

братьям нашим

меньшим»

иллюстрации, художественное слово, картинки, легенды.

Просмотр диафильма

«В гостях у зелёного друга»

игра - викторина о растениях. Чтение отрывка «Не только деревья» по М.

«Что растёт в

лесу и кто живёт

в лесу»

художественное слово, загадки

«Кто главный в лесу»

художественное слово, экология в картинках,

иллюстрации о растениях и животных

«Лес в жизни человека»

панно для моделирования

«Лес», предметные

картинки, плакаты «Что не

следует делать в лесу», экспонаты «Что делают из

древесины»

«Заповеди юных

защитников

природы»

плакаты с изображением

различных ситуаций, беседа.

«Природа просит защиты»

Художественное слово,

иллюстрации, рисунки детей, игра инсценировка

«Зимний разговор через форточку» Б. Брехт

«Природа и человек»

Художественное слово, иллюстрации,


Методическое обеспечение программы

На занятиях в кружке дети получают дополнительные знания по экологии, у них формируется осознанное отношение к природе родного края, закрепляется желание продолжить кружковую работу.

Здесь происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.

Целесообразно использование методов :

Создание проблемных ситуаций;

Воспитание сопереживания ко всему живому на Земле;

Индивидуальный подход;

Исследовательская деятельность;

Различные виды занятий;

Создание развивающей среды;

Привлечение родителей к работе над данной проблемой;

Необходимая развивающая экологическая среда представлена следующими центрами:

«Маленький гений»:

Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка,гайки, винтики, гвоздик, проволока;

Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

Детские халаты, фартуки;

«Уголок природы»

Календарь природы, модель календаря природы

Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений)

Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки), воронки

Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины)

Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы

Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)

«Огород на подоконнике»

Мини - огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)

Уголок - садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)

«Экологическая тропа»

Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Литература

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2002.
  2. Веракса Н.Е., Васильева М.А.,. Комарова Т.С Программа «От рождения до школы»... Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.
  3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическомувоспитанию дошкольников М.: ВАКО, 2005год.
  4. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений экологической культуры детей - М.: ТЦ «Сфера»
  5. Масленникова О.М., Филиппенко А.А Экологические проекты в детском саду - Волгоград: Учитель, 2011 год.
  6. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2015 г.
  7. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели и задачи.

Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира.

Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от дошкольного к школьному обучению. И в связи с этим основными целями программы являются:

расширение познавательной сферы ребенка-дошкольника, поддержка его любознательности, активности, развитие познавательного интереса. Их достижение возможно при решении ряда задач :

1. Создание условий для знакомства ребенка старшего дошкольного возраста с многообразием мира.

2. Создание условий для расширения возможностей, получения первичного опыта взаимодействия с разными материалами, природными явлениями.

3. Получение первичного практического опыта экспериментирования.

4. Создание условий для получения первичного опыта ребенка с разными источниками информации, с разными способами получения необходимых, интересных данных, знаний.

5. Организация образовательной среды с целью реализации и поддержки детского любопытства.

6. Создание в пространстве группы мест, в которых возможно удовлетворение любопытства в отношении естественнонаучного знания.

7. Создание специальных ситуаций, организация образовательных событий с целью поддержки и повышения познавательной активности ребенка.

8. Организация условий для наблюдения за опытами, проводимых взрослыми, их обсуждение и первого самостоятельного проведения посильных безопасных экспериментов под руководством взрослого.

Описание программы.

Программа “Дошкольная Академия естественных наук” состоит из нескольких

образовательных (познавательных) разделов:

Ботаника для дошкольников 6-7 лет

География для дошкольников (1 ступень для детей 5-6 лет, 2 ступень для детей 6-7 лет)

Астрономия для дошкольников 6-7 лет

Физика для дошкольников 6-7 лет

Химия для дошкольников 6-7 лет

Данные курсы характеризуются ступенчатостью – постепенным усложнением

материала, цикличностью, опорой на предыдущий опыт ребенка.

На занятиях используются материалы для дошкольников: карты, книги, энциклопедии, настольно-печатные игры, кубики, пазлы, лото, связанные с темами курсов. Используются динамические материалы типа “Доделай…, ”, “Дорисуй…”, “Соедини” и т.д. Выполнение заданий не носит обязательный характер, ребенок имеет возможность выбрать тип задания и вид работы, который ему интересен и предпочтителен.

В группе обустраиваются места, где размещается информация в виде карт, книг,

карточек, пособий, пособий, игр и пр. для свободного пользования ребенком. Создаются пробные места для практического применения того, что заинтересовало ребенка. Также есть места, где дети могут демонстрировать собственные достижения.

Несмотря на “взрослость” названия курсов, характер получения информации

непосредственен, детям рассказывают яркие факты по теме, используют факты, связанные с их непосредственным опытом, демонстрируют впечатляющие опыты. Методы экспериментирования, продуктивной деятельности, связи с жизненными событиями детей делают курсы по-настоящему увлекательными и выбираемыми детьми.

Использование интегративных способов позволяют избегать утомляемости детей

на занятиях. В любой момент ребенок может выйти из комнаты, где проводится занятие, если ему неинтересно или он устал. Участие во всех видах деятельности является необязательным. Если ребенку интересно послушать только сказку или принять участие в опыте, то его участие в занятии может этим и ограничиться.

Педагог может вести индивидуальную работу с каждым ребенком по наблюдению

за растениями, насекомыми и т.д., посадке и уходу за растениями, по созданию альбомов и пр.

В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые формы.

Дети могут совместно создавать альбом по выбранной ими тематике, совместно обсуждать способы посадки на одной грядке лука или другого растения и пр.

Используются экскурсии, походы в лес, на выставки животных, в обсерваторию.

Включение личного опыта ребенка через обсуждение его поездок с семьей, приобретение новой книги, детских журналов, игр по тематикам курсов.

С родителями обсуждаются и проводятся совместные поездки на природу, обустройство участка, посадка клумбы, овощей на грядках, находящихся на территории детского сада. Взрослыми совместно обсуждаются и реализовываются проекты обустройства “опытных пространств”, где дети могут сами практически реализовывать свои познавательные интересы. Родителей знакомят с экспериментальной частью занятий, дают рекомендации по проведению подобных опытов дома на тот случай, если ребенку захочется их повторить. Оформляется уголок для родителей о поддержке детского исследовательского поведения.

Педагоги также используют детскую литературу, видеофильмы, диафильмы.

Ожидаемые результаты

.

В области образовательных умений и способностей:

­ умение пользоваться образовательным пространством группы;

­ получение первого осознанного опыта в пользовании взрослыми книгами,

телевизором и др. как источниками информации;

­ умение применять полученную информацию для выполнения задания;

­ увеличение доли самостоятельности в любой деятельности ребенка;

­ получение опыта творческих действий (изготовление карт, книжек, поделок,

мобилей, участие в сочинении сказок, придумывания заданий товарищу);

­ получение опыта взаимодействия со специальными предметами: микроскопом,

лупой, горелкой, свечами, компасом, картами, глобусом, магнитом;

­ получение первичного опыта в изучении свойств предметов экспериментальным

Диагностика и мониторинг

.

Проведение викторин по материалам образовательного курса. Использование настольно-печатных игр для дошкольников про растения, животных, страны, континенты, космос и пр. Диагностичным является само обращение ребенка к таким играм, частота его обращения, верное выполнение условий и правил игры.

В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.

Педагогами в индивидуальные папки собираются продукты творческой деятельности ребенка.

1) “Ботаника для дошкольников”.

Занятия проводятся в разном режиме, в зависимости от поставленных задач. Курс рассчитан на учебный год, проведение в режиме 1 занятие в неделю. Всего 27 занятий.

В рамках курса дети вовлекаются в практическую деятельность по уходу, выращиванию за растениями в группе, на участке. Данный курс предполагает путешествия детей по разным местам, где можно понаблюдать за разными растениями: посещение леса, сквера, Ботанического сада, поля, огорода, сада.

Фрагмент учебного плана.

Тема Задачи Средства передачи информации, материалы Виды деятельности
Сказка о волшебных превращениях зеленого листика. 1. Познакомить детей с сезонными

изменениями в жизни растения.

2. Обсудить важность сбрасывания листьев растением осенью в холодное время года.

1. Книга Соколовой “Времена года”.

2. Книга Соколова-Микитова “Год в лесу”.

3. Сухие листья разного цвета.

4. Фотографии из детской энциклопедии.

5. Бумага, цветные карандаши.

1. Прослушивание сказки “Превращения листика осенью”.

2. Просмотр иллюстраций, гербария, фотографий.

3. Беседа.

4. Рисунок “Осенний букет”.

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, гербария с использованием детских энциклопедий, коллекции картинок, фотографий и пр.

2. Практическая работа и опыты: посадка земляного ореха, лука, рассады цветов для клумбы; рассматривание частей листа под микроскопом и пр.

3. Продуктивные формы деятельности: коллективное создание коллажа “Лес осенью”, рисование картин “Луг зимой”, “Пруд весной” и пр.

2) “География для дошкольников” .

1 ступень рассчитана на возраст 5-6 лет. Всего 10 занятий, по 1 занятию в неделю длительностью 20-25 минут.

Курс может сочетать в себе и поездки детей (семейные), индивидуальный опыт каждого ребенка, создание возможностей для его проявления через организацию беседы о путешествии, просмотр фотографий, сувениров; оформление с ребенком альбома, например, “Я – в Египте” и пр. Просмотр видеофильмов о разных странах и их обитателях, сбор детских географических журналов.

Фрагмент учебного плана.

Тема Задачи Средства, материалы Виды деятельности
Планета Земля. 1. Познакомить детей с глобусом, как макетом нашей планеты.

2.Познакомить с мифами о её возникновении.

3. Выяснить, как действует притяжение Земли.

1. Глобус.

2. Физическая карта мира.

3. Книга А. Усачева “Мои географические открытия”.

4. Книга В. Калашникова “О звездах и планетах”.

5. Альбом, цветные мелки.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Слушание мифов о возникновении Земли.

4. Опыт “Притяжение Земли”.

5. Подвижные игры “Космонавты”, “Вокруг Солнца”.

6. Рисование глобуса.

2 ступень рассчитана на возраст 6-7 лет. Всего11 занятий, 1 занятие в неделю длительностью 25 минут.

Фрагмент учебного плана.

Тема Задачи Средства, материалы Виды деятельности
Южная Америка. 1.Познакомить с Бразилией - государством Южной Америки.

2. Вспомнить особенности животного мира Южной Америки.

1. Глобус.

2. Физическая карта мира.

3. Строительный набор.

4. Журнал из серии “Неугомонные детки”.

5. Цветная бумага, клей.

6. Детская энциклопедия.

7. Книга И. Ивановой “Путешествие по глобусу”.

8. Карточки с изображением животных.

9. Пособие “Народы мира”

1. Рассматривание глобуса, карты.

2. Рассматривание иллюстраций о животных.

3. Подвижная игра “Капитаны”.

4. Игра “Выбери правильно животное”.

5. Слушание рассказа “Как Колумб открыл Америку”.

6. Разгадывание кроссворда.

7. Рассматривание иллюстраций “Народы мира”, беседа о языке, столице, обычаях.

8. Аппликация “Флаг Бразилии”.

9. Постройка дома на сваях из конструктора.

Примеры некоторых специфических способов и методов работы по данному курсу:

1. Для возникновения обсуждения педагог задает вопросы, создающие проблемную ситуацию, например, “На всех континентах есть медведи: белый – в Арктике, бурый – в Европе, панда – в Азии, гризли – в Северной Америке, очковый – в Южной Америке, коала – в Австралии. Почему в Африке нет медведей?”

2. Использование на занятиях разных информационных источников. Специально на глазах у детей педагог готовится к занятию, показывая к чему он обращается для получения необходимой информации.

3. В конце занятия педагог обращается к детям с вопросом: “Путешественники, куда мы отправимся в следующий раз?” Совместно с детьми определяется тема будущего занятия. И это создает такие ситуации, при которых часть детей может специально спросить у родителей, кто-то обратит внимание на передачу по телевизору или картинки в книге, другие остановятся перед картой, иллюстрациями, возможно в другой раз прошли бы мимо них. Педагог готовит именно этот “заказанный” материал, возможно совместно с детьми и их родителями. Дети на следующее занятие попадают уже с определенной установкой, желанием это изучать.

3) “Астрономия для дошкольников”.

1 ступень рассчитана на возраст 5-6 лет, всего 11 занятий 1 раз в неделю длительностью 20-25 минут.

Курс может включать в себя посещение планетария, специальных выставок, просмотр видеофильмов. Изготовление детьми совместно со взрослыми мобиля “Солнечная система”, оформление в беседке звездного неба, рисование и изготовление звездных карт.

Перед сонным часом или в другое удобное для этого время воспитатель читает терапевтические сказки из книги Зинкевич-Евсигнеевой “Сказки страны Зодиакалии”.

Фрагмент учебного плана.

2 ступень рассчитана на возраст 6-7 лет, всего 10 занятий 1 раз в неделю длительностью 20-25 минут.

Фрагмент учебного плана.

Некоторые способы и методы работы по данному курсу:

1. Практическая работа с “динамичными” пособиями, играми “Волшебная Астрономия”, “Мишка в космосе”, где ребенок может манипулировать космическими объектами, через игровые образы “постигать” космос.

2. Сочинительство, выражающееся в совместном с педагогом придумывании сказок про инопланетян, о своем созвездии и т.д.

4) “Физика для дошкольников”

Курс построен на экспериментировании детей совместно со взрослыми, обсуждении наблюдаемых эффектов. Дети делают самостоятельные пробы в исследовательской деятельности.

Фрагмент учебного плана.

Тема Описание опыта Задачи Материалы Виды деятельности
Волшебные магниты Проблемная задача:

Ребенку дается стакан с водой, на дне которого лежит металлический предмет -гвоздик. Рядом на столе лежат другие предметы – магнитик, карандаш, лист бумаги, ластик. Перед ребенком ставится задача: достать гвоздь, не вылив воду и не замочив рук.

1. Знакомство со свойствами магнита: притягивать и отталкивать металлические предметы.

2. Знакомство с компасом.

1. Магнит.

2. Лист бумаги.

4.Металлические предметы: скрепки, гвозди и пр.

5. Стакан с водой.

1.Самостоятельное проведение опыта.

2. Беседа о свойствах магнита.

3. Практическое применение компаса.

Некоторые способы и методы работы по данному курсу:

1. Практическая работа, проведение опытов. Опыты проводятся как педагогом, так и самостоятельно детьми при поддержке взрослого. Педагогом активно при этом используется метод проблематизации, он побуждает детей генерировать идеи, строить предположения, говорить, не боясь быть “неправильным”. Затем через проведение опыта, эксперимента дети получают ответы на поставленные вопросы. Педагог с детьми обсуждает, чья версия была ближе всего к истине.

5) “Химия для дошкольников”.

1 занятие в неделю длительностью 20-25 минут. Всего 4 занятия.

Курс построен на экспериментировании и обсуждении наблюдаемых эффектов. Дети делают самостоятельные пробы в исследовательской деятельности.

Фрагмент учебного плана.

Тема Описание опыта Задачи Материалы Виды

деятельности

Извер-жение вулкана

(Сода + уксус)

1. Опыт проводится педагогом:

Делается макет горы, внутри которого размещается стаканчик с уксусом, подкрашенным красным цветом. В жерло вулкана педагог насыпает ложку соды. Дети наблюдают за химической реакцией: появление пены, выход ее наружу с шипением.

2. Дети проводят опыт: в очень слабый раствор уксуса, находящегося в стаканчиках, кидают маленькие кусочки мела и наблюдают, как мел исчезает.

Знакомство с химическими свойствами соды, уксуса, мела.

Взаимодействием веществ друг с другом.

1. Макет горы из папье-маше

2. Стакан с уксусным раствором.

3. Сода пищевая.

5. Стаканы со слабым уксусным раствором.

6. Кусочки мела.

1.Наблюдение за опытом.

2.Обсуждение.

3.Самостоятельтельное проведение опыта с растворением мела.

4.Обсуждение.

Некоторые способы и методы работы по данному курсу:

1. Наблюдение детьми за опытами, которые проводит педагог. Названия опытов носят интригующий характер, что побуждает детей с любопытством относиться к тому, что наблюдают.

2. В конце курсов проведение занятий-развлечений с использованием кроссвордов, проблемных вопросов, побуждающих детей проявить и применить свои знания.

  • А Вы знаете, почему насекомых называются насекомыми?
  • Почему у белого медведя синий язык?
  • Как орлица выбирает папу для своих птенцов?
  • Думаете муравьи не умеют летать?
  • А паук-это насекомое или нет?

О программе

«Сказочное естествознание» — это образовательная программа непрерывного экологического обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, начиная с 4-х летнего возраста.

Условия для эмоционального воздействия на чувства ребенка создаются путем использования ярких художественных и музыкальных образов Природы. Экологические знания базируются на привычном для детей мире сказок, легенд, мифов, наблюдений, игр, опытов и рисования.

Основой формирования нового экологического стиля мышления должно быть чувство красоты природы, ее уникальности и независимости от человека.

Занятия сопровождаются показами слайд- и видеофильмов, литературно-музыкальными композициями. Они погружают детей в прекрасный, полный тайн и чудес мир Природы. Эмоционально включаясь в занятие, дети чудесным образом превращаются в пытливых и заинтересованных исследователей. Они испытывают радость от новых знаний. И как настоящие ученые, которые всегда стремились сохранить свои открытия в записках и книгах, дети создают собственные книги своих открытий законов природы.

Все знания даются комплексно, в определенной системе, постепенно закрепляясь и расширяясь от темы к теме, от одной ступени к другой. Программа создана таким образом, что дети не получают домашних заданий. Они так хорошо усваивают материал на занятии, что даже через много дней помнят главные и самые важные признаки тех природных элементов и явлений, с которыми познакомились на занятиях. Программа настолько заинтересовывает детей, что уже через один месяц у ребенка наблюдается прогресс в обучении, а родители активно включаются в совместную работу. Не секрет, что проблема включения родителей в процесс активного воспитания и развития ребенка является одной из самых трудных.

Что включает программа?

  • Рассказывание авторских сказок c демонстрацией сюжета на фланелеграфе
  • Лабораторные опыты и эксперименты.
  • Инсценировка стихотворений и загадок, разучивание песен.
  • Подвижные игры, связанные с темой занятия
  • Лексическая работа с использованием элементов логоритмики (координация речи и движения)
  • Дыхательная гимнастика
  • Спортивные упражнения (с использованием элементов горизонтального пластического балета Н.Н. Ефименко) – это новая форма физического воспитания в положении максимальной разгрузки позвоночника.
  • Пальчиковая гимнастика, связанная с темой занятия
  • Разминка – дыхательная гимнастика, психологический настрой на занятие.
  • Образная пластика с использованием психогимнастики.
  • Слайд- фильм с сопровождением релаксационной и классической музыки или видеофильм.
  • Рисование в разных техниках, лепка, аппликация
  • Праздник Книги, которую нарисовал сам ребенок в конце каждой пройденной темы.

Чему научатся ваши дети?

  • Дети получают знания об окружающем мире в интересной для них форме через сказку, игру, творчество. НАШИ ДЕТИ ОСТАЮТСЯ ДЕТЬМИ.
  • Программа стимулирует развитие устойчивого познавательного интереса к природе, дети получают важные навыки в осознании и понимании картины мира. НАШИ ДЕТИ -ИССЛЕДОВАТЕЛИ! Мы вместе создаем книги о природе, в которых аккумулируется весь их маленький жизненный опыт.
  • Программа формирует у детей ключевые навыки, необходимые в 21 веке: исследовательской работы, проектного мышления, командной работы, способность к осознанному выбору. Наши дети приобретают устойчивую модель поведения в окружающем мире и в социуме.

Дети дошкольного возраста воспринимают мир как единое целое, не разделяя его проявления на биологические, физические, химические явления. Интеграция естественнонаучных знаний на первом этапе обучения позволяет сформировать правильное, целостное представление о явлениях природы, создает определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук о природе. В этом плане велико значение естествознания как пропедевтического курса. При его изучении закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира, взаимосвязи явлений, идеи закономерности и эволюции. Это в свою очередь будет способствовать взаимообогащающему взаимодействию естественнонаучных предметов, реализации на деле, а не формальных межпредметных связей.

В курсе естествознания младшие школьники получают первоначальные знания о живой и неживой природе, явлениях природы, телах и веществах, об их свойствах и использовании человеком. Здесь они знакомятся с особенностями строения человеческого тела и санитарно-гигиеническими правилами поведения. Современная жизнь немыслима без сведений из различных областей биологии, химии, физики, географии, экологии. Научные знания предоставляют человеку возможность преобразовывать природу, управлять естественными силами, создавать новые машины и технологии. Наряду с этим, учащиеся должны понять и неразрывную связь человека с природой, необходимость бережного, внимательного отношения к ней.

Кроме того, в процессе формирования знаний у учащихся курс естествознания дает возможность осуществить системный подход, поскольку школьники знакомятся с неорганическими (от атома до планеты, от местности до географической оболочки) и органическими (от организма до экосистемы) системами.

52. Базовый минимум естественнонаучных знаний для детей старшего дошкольного возраста. Вариативность программ ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Вариативность программ ознакомления дошкольников с окружающим миром («Юный эколог» С.Н. Николаева; «Семицветик» В.И., Ашиков, С.Г Ашикова.; «Родной дом» М.Ю. Новицкая; «Зеленая тропинка» А.А. Плешаков; «Наш дом - природа» Н.А. Рыжова; «Радуга» Т.Н. Доронова; «Книга Природы туристят» Л.Е Куприна; «Туристята» Т.П. Завьялова; «Развитие» Л.А. Венгер и др.)

Знаний много не бывает. Особенно полезны знания о том, что нас окружают, а это природа. Именно поэтому в этом разделе наши эксперты расскажут вам о природных объектах, явлениях и процессах, обществе и мышлении. Ведь Естествознание – это не какая-либо отдельная наука, это целая совокупность наук, которые изучают природу, ее законы. А значит затрагивают одновременно несколько точных наук: математику, физику, химию, биологию, философию и т. д.

На страницах Веселой Науки эксперты исследуют вместе с детьми, показывают, рассказывают детям, объясняют законы и явления природы. Делают это весело, интересно, в игровой форме, представляют информацию простыми, понятными словами, без сложных терминов.

Когда мы смотрим на деревья, которые шумят кронами где-то высоко над нами, поневоле задумываемся: почему деревья не дорастают до самых облаков? Опыт, с которого можно начать обсуждение этого вопроса, очень простой. Предложите ребенку выпить воды из стакана через обычную трубочку для сока. Легко? Конечно! Теперь «нарастим» трубочку – соединим, аккуратно вставляя друг в друга, три […]

Катя Голубева Естествознание 4-5 лет , 6-7 лет , Старше 7 лет , Катя Голубева

Календарная весна наступила две недели назад. В этом году в Петербурге она удивительным образом совпала с началом природной весны – это бывает совсем не каждый год. По каким признакам мы отмечаем приход весны? Иногда первым признаком весны считается первая песенка большой синицы. Но народная поговорка гласит: «Синица поет – весну зовет». Действительно, большие синицы начинают петь […]

Катя Голубева Естествознание 4-5 лет , 6-7 лет , Старше 7 лет , Катя Голубева

Помните, как мы с вами рассматривали разнообразные семена? В каждом семечке, которое со временем устремится вверх, уже скрыто будущее растение. Как это увидеть? Возьмите несколько горошин и замочите их на сутки во влажной марле. На следующий день внимательно рассмотрите горошину – на ней отчетливо обозначится корешок, который всегда начинает расти первым. Если аккуратно разделить половинки горошины – сделать это […]

Катя Голубева Естествознание Катя Голубева

Казалось бы, зимой сложно наблюдать за жизнью растений – деревья и кустарники в глубоком сне, трава скрыта под снегом. Однако именно зимой мы начинаем наши ботанические экскурсии – вторая половина зимы подходит для того, чтобы начать проращивать на подоконниках семена, пересаживать комнатные растения. Начнем со знакомства с семенами. Во время прогулки наберите увядшие, но сохранившие […]



gastroguru © 2017