Разные формы организации изодеятельности в дошкольном учреждении. Специфика организации коллективной деятельности на занятии изобразительного искусства Формы организации совместной изобразительной деятельности дошкольников

Теория и практика художественной педагогики определяют различные формы организации художественной деятельности детей с отклонениями в развитии в образовательном учреждении. Они раз-

"Неменский Б.М. Пути очачовечивания школы //11овое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1989. - С. 132.

личны в специальном детском саду и школе, поскольку отвечают требованиям возраста и специфике ведущей деятельности.

Основной формой обучения дошкольников каждому конкретному виду искусства (музыкальному, изобразительному, художественному слову, театральному) является занятие. Художественные Отличительной чертой художественных заня-занятия с тий с детьми с проблемами является то, что они дошкольниками решают как образовательные и воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи. Содержание, организация, методика проведения занятий определяются природой и характером нарушений в развитии ребенка.

Занятия, приобщающие ребенка с проблемами к искусству, начинаются с первого года жизни. Эта форма обучения обеспечивает целенаправленное развитие ребенка с проблемами в соответствии с программой, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Занятия, организованные педагогом, направлены на приобретение тех знаний и умений, которые имеют наибольшее значение для общего и художественного развития детей и которые не могут своевременно сформироваться без специального обучения.

В младенческом возрасте первыми занятиями по художественному развитию с малышами с проблемами являются музыкальные занятия, которые проводятся индивидуально по 5-7 мин 3 раза в неделю. Музыкальный руководитель (или мать дома) побуждает ребенка находить источник звучания: погремушку, колокольчик, поющего взрослого; вызывает «комплекс оживления», двигательную реакцию на звучащую музыку, голос. Во второй половине года занятия проводятся с подгруппой детей. В занятии выделяются отдельные виды музыкальной деятельности: слушание коротеньких музыкальных произведений в манеже - 1,5-2 мин, с перерывами; пение взрослого и гуление ребенка, музыкально-ритмические движения (пляска под пение взрослого) - с каждым ребенком индивидуально по 5 - 7 мин.



В это время музыкальный руководитель побуждает детей подражать отдельным певческим интонациям взрослого («а-а-а...»), откликаться на игровые действия взрослого с игрушкой под музыку (кукла идет - топ-топ-топ, пляшет, уходит - «до свидания»; звукоподражания животным: кошка мяукает, собака лает).

В раннем возрасте с ребенком с проблемами формирование художественной деятельности осуществляется на занятиях по изобразительному искусству, музыкальному развитию, знакомству с художественной литературой. В этом возрасте малышам трудно заниматься тем, что не вызывает интерес, поэтому все занятия проводятся в игровой форме. Интерес к занятию поддерживается эмоциональным отношением педагога к тому, что он показывает детям, о чем рассказывает. Важным моментом в формировании художественной деятельности в этом возрасте является речь педагога, кото-

рая должна быть интонационно выразительной, четкой, грамотной, с короткими фразами, понятной детям, при этом большое значение имеет использование художественного слова педагогом. Не менее значимым в развитии ребенка с проблемами в этот период является предметно-игровое звучащее поле (музыкальные образные игрушки, погремушки), используемое в занятии. Полисенсорный ансамбль воздействия (звук, цвет, форма, тактильное прикосновение к звучащей игрушке, мягкой, двигающейся) обеспечивает комплексное развитие малыша с проблемами на занятии.

В раннем возрасте ведущим методом обучения художественной деятельности ребенка с проблемами в развитии является наглядно-действенный. Детям должна предоставляться возможность не только смотреть, слушать, но и действовать с предметом, включаться в речевое общение с педагогом, проявлять эмоциональное отношение к предмету.

Организуя музыкальное занятие или занятие по знакомству с художественной литературой, по изобразительной деятельности с малышами с проблемами, педагог должен помнить, что чем больше анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, тактильный) участвуют в восприятии, тем глубже впечатление ребенка, прочнее запоминание, а значит выше обучающий эффект занятия.

Нервная система малыша с проблемами характеризуется слабой выносливостью, быстрой утомляемостью, поэтому занятия по художественному развитию должны быть не более 7-10 мин на втором году жизни и 10-15 мин на третьем году жизни. Нельзя насильно заставлять малыша заниматься искусством, так как это может надолго вызвать отрицательное отношение к занятиям. Такие занятия всегда должны сопровождаться состоянием радости и успеха для малыша с проблемами.

В дошкольном возрасте занятия, связанные с искусством, являются основной формой обучения художественной деятельности (художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, театрализованно-игровой).

По организации они подразделяются на индивидуальные занятия, подгрупповые и фронтальные занятия.

Индивидуальные занятия по разным видам искусства являются обязательными для специального дошкольного учреждения. Если ребенок не усваивает программный материал, если он болел и пропустил занятия, тогда ему нужна не только направляющая помощь, а обучающая каким-либо навыкам в художественной деятельности. Такие занятия разными видами искусства может проводить и де-фектолог (художественно-речевая деятельность), и музыкальный руководитель (музыкальная, театрализованная деятельность), и воспитатель (изобразительная деятельность).

Подгрупповые и фронтальные занятия проводятся в соответствии с программой обучения и воспитания как обязательные. Объе-

диненные общими переживаниями, стремлением выполнить общее задание, дети лучше проявляют свои способности. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого. При этом он использует положительный пример сверстников, помогающий отстающему преодолеть трудности.

По структуре и содержанию занятия по художественным видам деятельности могут быть традиционными, тематическими, доминантными и комплексными. Характерной особенностью занятий в дошкольном возрасте является наличие пропедевтического и основного этапов, обязательное присутствие игровых моментов, создание атмосферы радости, поддержка даже незначительных положительных проявлений в художественной деятельности, смены разных видов деятельности на одном занятии (рисуют мячик - поют песенку, слушают колыбельную - качают кукол, рассказывают знакомую сказку - смотрят или совместно с педагогом показывают ее на фланелеграфе или в настольном театре).

Занятия по художественному развития дошкольников с проблемами должны отвечать определенным требованиям:

Учитывать специфику нарушения в развитии ребенка;

Иметь коррекционно-развивающую направленность;

Осуществлять дифференцированный подход к детям, учебный материал должен быть различной степени трудности;

Соблюдать преемственность в усвоении материала и формировании умений и навыков по художественным видам деятельности;

Активизировать самостоятельные проявления детей в художественной деятельности и творчестве;

Обеспечивать гибкость и вариативность в структуре занятий;

Использовать в художественных занятиях с детьми разные виды помощи взрослого;

Использовать на занятиях разные виды опор (наглядную, звуковую, словесную, тактильную и т. д.), обеспечивающие успешное овладение навыками в художественной деятельности.

Занятия по художественным видам деятельности проводятся в соответствии с программой обучения и воспитания по каждому виду искусства. Они направлены как на художественное развитие ребенка, так и на коррекцию психических функций, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств ребенка с проблемами.

Музыкальные занятия в специальном детском саду проводятся 2 раза в неделю по 20-25 мин в младшей и средней группах, по 30-35 мин в старшей и подготовительной группах. Один раз в неделю проводится коррекционное занятие по ритмике. Кроме этого, обязательными являются индивидуальные занятия по 10 -15 мин с детьми, требующими дополнительного внимания.

Занятия по изобразительной деятельности и конструированию, а также по знакомству с художественной литературой проводятся

не менее двух раз в неделю на каждое направление в соответствии с программой воспитания и обучения для конкретного вида нарушения развития ребенка. Ведущая роль на занятии принадлежит педагогу. От его профессионализма, понимания особенностей развития ребенка, от умения чувствовать внутреннее состояние, способности увлечь его творческой работой, умения создать доброжелательную атмосферу в процессе художественной деятельности детей с проблемами зависит успех коррекционно-развивающего обучения средствами искусства.

Другой формой использования искусства в специальном детском саду является организация воспитателем художественной деятельности детей вне занятий. Она имеет важное Художественная значение для дошкольников с проблемами, по-деятельность до- скольку воспитатель имеет возможность в ин-школышков с дивидуальной форме средствами искусства проблемами вне осуществлять художественное развитие ребен-занятий ка с проблемами. Художественная деятельность детей вне занятий организуется:

- в музыкальной деятельности: музыкально-игровая (музыкально-дидактические игры, игры с пением, включение песни в сюжетную игру или различные бытовые моменты жизни в группе); музыкально-театрализованная деятельность (инсценирование взрослым песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, разыгрывание песен по ролям с детьми, пантомимические игры руками под музыку); мини-концерты по слушанию музыки в сюжетной форме;

- в художественно-речевой (чтение сказок, рассказов, разучивание стихотворений, потешек, разыгрывание их содержания с педагогом в настольных режиссерских играх, в играх со словом и движением);

- в изобразительной деятельности (в групповой и индивидуальной формах; индивидуальная работа педагога с ребенком по рисованию, лепке, аппликации используется, когда ребенок не усвоил программный материал на фронтальных занятиях и ему требуется помощь в овладении навыками в изобразительной деятельности);

- в художественно-ручном труде (совместное изготовление с педагогом поделок, ремонт книжек, изготовление игрушек, обучение ребенка вышиванию, разным видам плетения шнура, изготовление украшений к празднику и т. д.).

Третьей формой использования искусства в Культурно-досу- специальном дошкольном образовательном уч-говая деятель- реждении является культурно-досуговая дея-ность дошколь- тельность. Это праздники и развлечения, кото-ников рые запоминаются детям надолго. Красочное

оформление помещения, где проводится праздник, особо торжественная музыка, яркие детские костюмы, родители, зрители - все это обеспечивает сильные, незабываемые впе-

чатления ребенка с проблемами в развитии. Но праздник и развлечение - важное средство художественного воспитания, которое формирует эстетический вкус ребенка.

Праздники - это торжество, объединяющее детей и взрослых общностью переживаний, эмоциональным настроем. Тематика и форма их проведения может быть различной. Народные праздники Масленица, Рождество с колядками по своей природе педагогичны, поскольку включают в единое действие и взрослых, и детей. Такие праздники, сохранившие традиции прошлого, уходящие корнями вглубь веков, создают духовную атмосферу, оказывающую положительное влияние на духовно-нравственное развитие детей. К. Д. Ушинский отмечал, что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно.

В практике специальных дошкольных учреждений отмечаются традиционные праздники «Нового года», «Выпуска детей в школу», «Мамин день - 8 Марта». Форма их организации может варьироваться. Это может быть концерт, музыкально-театрализованное представление или детский спектакль, открытое занятие и т. д. Однако нужно помнить, что содержание, объем материала должны соответствовать особенностям и возможностям детей с проблемами. Праздники не должны быть длительными, так как ребенок с проблемами быстро утомляется, возбуждается. В ткань праздника может вводиться как выученный материал, так и свободная игровая импровизация. Важно только, чтобы педагоги проявляли творчество в выборе форм проведения. Музыкальное оформление праздника предполагает как «живую музыку» на фортепиано, баяне, аккордеоне, так и использование звукозаписей, фонограмм. Желательно, чтобы звуковой фон не утомлял ребенка с проблемами, а создавал радостное, приподнятое настроение, соответствовал тематике праздника, возрасту детей. На детском празднике всегда звучит художественное слово и взрослого и детей, придающее торжеству цельность и гармоничность. Однако, используя этот вид искусства, нужно помнить, что обилие стихов, многословие ведущего делают праздник скучным, утомляют детей. Если словесного материала будет меньше, но он понятен детям по содержанию и выразителен по исполнению, он будет для них интересным.

На детском празднике должны сочетаться разные виды музыкальной, художественно-речевой деятельности: пение, движения, стихи и др. Главное для ребенка с проблемами - активное участие в общем торжестве. К сожалению, в практике дошкольных специализированных учреждений часто можно встретиться с неверной организацией и проведением праздников, где основной целью ставится воздействие на взрослого зрителя, погоня за показной стороной, использование сложного материала, обилие номеров, натаскивание детей, активное участие только способных. Недопустима на празднике для детей с проблемами заорганизованность, чтение стихов,

пение, пляски до изнеможения, в результате чего дети уходят с праздника или утомленными, или чрезмерно возбужденными. Такое построение праздника не может положительно влиять на художественно-эстетическое развитие ребенка и, конечно, не является кор-рекционно-направленным.

Интересной и достаточно приемлемой для специализированного детского сада формой культурно-досуговой деятельности может быть детский спектакль, где совместно со взрослыми дети с проблемами могут продемонстрировать свои возможности в разных видах художественной деятельности. Театральное искусство синтетично по своей природе, в нем сочетаются разные виды художественной деятельности: речевая, музыкальная, вокальная, двигательно-плас-тическая, танцевальная, изобразительно-оформительская. Атмосфера, создаваемая театрализованно-игровой деятельностью, ее размеренность, выстроенная литературной основой, благоприятна для детей с проблемами. Украшенные афиши, декорации, костюмы, музыкальное оформление, игра на «сцене» - все это создает приподнятость настроения ребенка. Драматизация позволяет детям проявить свои способности в разных видах художественной деятельности, занять в спектакле всех детей, распределив роли по их возможностям. Такая форма праздника может предполагать и активную художественную деятельность детей, не занятых в спектакле, а демонстрирующих свои возможности в художественной деятельности в импровизированном «фойе» театра. Это может быть чтение стихов отдельными детьми, индивидуальное пение, общая пляска для гостей, выступление детского ансамбля инструментов и т. д.

Досуговая деятельность не ограничивается только праздниками, она может быть организована и в форме развлечений самой различной тематики и направленности (зрелища с участием самих детей). Это могут быть тематические досуги, в том числе связанные с временем года, фольклорные, дни рождения, концерты самодеятельности, вечера по творчеству композиторов, писателей, КВН, конкурсы и др. Развлечения имеют большую педагогическую ценность. Они обогащают ребенка с проблемами новыми впечатлениями, закрепляют их умения в художественной деятельности, развивают их инициативу, учат использовать речь в свободном общении, формируют художественный вкус.

В организации и проведении развлечений детей с проблемами в дошкольном образовательном учреждении активно задействован весь педагогический коллектив (музыкальный руководитель, де-фектолог, воспитатель, руководитель физического воспитания, изобразительной деятельности). Также привлекается медицинский и даже технический персонал, они могут принять участие в исполнении отдельных номеров, быть жюри или зрителями. Планировать развлечения следует заранее, примерно за месяц, при этом исходить из общего плана всей коррекционно-направленной работы с детьми,

Уроки искусства в специальной школе

учитывать их возможности, степень подготовленности, интересы, условия, наличие оформления развлечения, досуга. Виды досугов для дошкольников с проблемами следует чередовать (зрелища и с участием детей), начиная с более легких, не требующих большой подготовки и сложного оформления. Необходимо, чтобы в каждом специализированном дошкольном учреждении развлечения занимали должное место в системе коррекционно-развивающей работы и проводились систематически.

В связи с тем, что ведущей деятельностью в школе является учебная, основной формой обучения видам искусства является урок. Его продолжительность в первом классе - 35 мин, в других классах - 45 мин. Структура урока по художественным видам деятельности (литературе, рисованию, музыке, ритмике) в специальной школе или классах определяется дидактическими, образовательными, воспитательными, коррекционно-раз-вивающими целями и задачами, его местом в системе уроков по теме. Каждый урок должен быть неразрывно связан с предыдущим материалом, а также со всей предшествующей работой учащихся и готовит школьников к изучению последующего материала. На уроках по разным видам искусства решение поставленных задач достигается как общедидактическими, так и специальными приемами, обеспечивающими усвоение материала школьниками с проблемами. Наиболее распространенной формой обучения школьников является комбинированный урок, где присутствуют различные компоненты деятельности учителя и ученика: информационно-познавательная часть урока, практическая деятельность детей, а также обобщающая и систематизирующая знания школьников. На уроках по искусству в младших классах широко применяются игровые моменты, разные виды опор (наглядная, слуховая, звуковая, словесная). В зависимости от вида искусства определяются и компоненты, и структура урока.

Так, урок музыки и пения включает знакомство с элементами музыкальной грамоты, слушание музыки и формирование вокально-хоровых навыков через пение детей.

Курок по изобразительному искусству предполагает как восприятие художественных произведений, объектов для изображения, беседу об изобразительном искусстве или о его жанре, анализ увиденного, так и практическую изобразительную деятельность детей: рисование (предметное, сюжетное, по замыслу, декоративное) или лепка, аппликация.

Своеобразием отличаются и уроки чтения в младших классах (и литературы в старших), где младшие школьники, например с нарушением слуха, не только учатся читать сказки, но и пишут слуховой диктант, действуют, разыгрывают ее содержание по ролям с фигурками персонажей.

Урок по художественно-ручному труду предполагает как знакомство с образцами, готовыми изделиями, так и изготовление самими детьми различных художественных поделок. Сенсорное развитие школьников с проблемами обеспечивается использованием комплексных, синтетических уроков, в которых сочетаются разные виды искусства (рисование и музыка, литература и музыка и т. д.). Особенности организации и содержания уроков по искусству определяются в специальной школе спецификой нарушений, имеющихся у детей, возрастными особенностями, необходимостью формирования умений и навыков, обеспечивающих дальнейшее обучение, художественное развитие и адаптацию в социальной среде.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью коррекци-онно-развивающего процесса в специальной школе. Среди направлений внеклассной работы художественно-эс-Внеклассная тетический блок выделяется как самостоятель-художественная ный. Он призван углублять, обобщать художе-деятельность ственно-эстетические знания учащихся. Вмес-в коррекционной те с тем он образует с процессом обучения еди-школе ный непрерывный коррекционно-развиваю-щий и воспитательный комплекс.

В практике работы со школьниками с проблемами выделяются несколько форм организации внеклассной художественно-эстетической работы:

Культурно-досуговая общешкольная деятельность;

Художественно-факультативная, кружковая работа;

Индивидуально-художественная работа с отдельными учащимися в разных видах искусства.

Выбор тех или иных форм работы, а также их сочетание зависит главным образом от целей и содержания работы по художественно-эстетическому воспитанию в специальной школе, от характера нарушений в развитии детей, их возможностей и интересов. Практика существования специальной школы для детей с проблемами убеждает в возможности и целесообразности организации для школьников с разными отклонениями в развитии хоровых, вокальных, танцевальных кружков, театральных и изостудий.

Исключительно большое образовательное, воспитательное и кор-рекционно-развивающее значение имеют для школьников с проблемами все формы внеклассной художественно-эстетической работы в школе. Система внеклассного художественно-эстетического воспитания включает два направления взаимосвязанных задач:

Всемерное использование специфических возможностей каждого вида искусства с целью многостороннего художественно-творческого развития личности школьников, расширения форм его духовных потребностей;

Обогащение на этой основе общеэстетических представлений и знаний учащихся, необходимых для формирования у них художе-

ственно-эстетических вкусов, мировоззрения, художественной культуры.

Во внеклассной работе в специальной школе театральное искусство получило распространение в виде драматических и кукольных кружков. Театр обладает большими возможно-Театр в специаль- стями многогранного воздействия на школьни-ной школе ка в силу своей синтетической природы. Театр - это и литературный текст, и звучащее слово; это пластика и действия актера, его костюм, грим; это музыка, цвет и свет; это изобразительное пространственное искусство художника. Причем каждое из искусств, выступая в театре в союзе с другими видами искусств, обретает новые, дополнительные возможности воздействия на школьника с проблемами. Однако воспитание у школьников потребности в театре как источнике духовного обогащения, развития зрительской и исполнительской культуры не происходит само собой. Для этого требуется систематическая целенаправленная работа, накопление опыта, театральных впечатлений.

Во внеклассной работе театрализованная деятельность организуется в двух вариантах: посещение спектаклей в театре и практическая театрализованная деятельность самих детей в театральном школьном кружке или студии.

Воспитание мотивационного компонента, накопление впечатлений, а также развитие способности воспринимать и оценивать показанное на сцене как художественное отражение жизни осуществляется в процессе посещения с детьми театра. Привлечение внимания учащихся к специфическим средствам сценической выразительности помогает осмыслить значение пластического, ритмического и пространственного решения спектакля.

Приобщение в начальных классах к основам театрального искусства может органически сочетаться с комплексом учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач, решаемых педагогом на уроках по развитию речи, чтению, музыкальному воспитанию, изобразительному искусству.

В более старших классах художественно-эстетическое воспитание средствами театра осуществляется как в процессе обогащения школьников более сложным и разнообразным в жанрово-тематическом отношении репертуаром (романтическая и сатирическая сказка, спектакль о современном герое-сверстнике, красоте труда, дружбе), так и путем расширения круга художественно-образовательных задач. Впечатления о посещении спектаклей у школьников закрепляются. Многообразие форм творческой работы по спектаклю (рисунки, письменные работы, сочинения, беседы) могут использоваться для того, чтобы закрепить в эмоциональной памяти, воображении, в сознании детей конкретные образы, мысли, вызванные спектаклем.

Другой формой использования театра во внеклассной работе является театральный кружок или факультатив. Такая практическая

форма работы в художественной педагогике рассматривается как элемент общей системы воспитания, поскольку формирование художественной культуры средствами театра строится на активизации собственной театрализованной деятельности детей.

Театр - искусство действия, и овладевать основами сценической грамоты с младшими школьниками с проблемами можно только в самом театральном действии. Передовая практика в поисках наиболее эффективных путей не случайно обращается к наследию К. С. Станиславского, где вопросы профессионального обучения рассматриваются в непрерывной связи с задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания качеств творческой личности, необходимых в любой деятельности.

Опыт показывает, что театральное искусство в той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп, а использование этого вида художественно-творческой деятельности в общевоспитательных и коррекционно-развивающих целях плодотворно как для младших школьников, так и старшеклассников с проблемами в развитии. Театрализованная деятельность предполагает всемерное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей. В то же время занятия - не только удовольствие, но и труд, требующий пытливости, умения преодолевать сложности, критически относиться к себе.

Театрализованная деятельность в специальной школе присутствует в форме кукольного театра, в репертуаре которого могут быть сказки, басни, рассказы, песни. Этот вид театра способствует развитию речи, ее выразительности, пластичности и дифференцированное™ мелкой моторики руки, формированию памяти, произвольного внимания школьников. Под руководством педагога учащиеся овладевают техникой владения куклами би-ба-бо, учатся сочетать действия с речью, что очень затруднено у школьников с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Важное место занимают во внеклассной работе и драматические образно-ролевые спектакли, где дети сами исполняют роли. В процессе обучения технике перевоплощения педагог добивается у детей в передаче сюжета и образа осмысленности, правдивости, целенаправленности действий в условиях сценических обстоятельств, непосредственного, эмоционального отношения к происходящим по сюжету событиям, подлинного общения с партнерами-сверстниками, выразительной речи, посильного овладения основами сценической грамотности как необходимого условия формирования театрализованно-художественной деятельности. Свои театральные успехи школьники показывают зрителям: родителям, сверстникам, гостям. Это имеет значение для ребенка с проблемами, поскольку в этот момент он наполняется чувством своей социальной значимости. Театральное искусство - лишь одно из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности школь-

ника с различными формами недостаточности развития. Осуществление этой работы является важным компонентом всей системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания в специальной школе и одним из направлений формирования художественной культуры у школьников с проблемами в развитии.

Другой важной формой внеклассной работы со школьниками с проблемами являются занятия хоровым или сольным пением. Хоровое и сольное пение - не только средство Вокально-хоро- воспитания и развития школьников, но и сред-вая деятельность ство коррекции различных отклонений у де-вне урока тей, связанных с развитием речи, артикуляционного аппарата, дыхания, слуха, с формированием произвольного внимания, памяти, а также с развитием личностных качеств, чувства ответственности, коллективизма, самостоятельности. Использование хоровой работы с детьми с проблемами как одного из путей приобщения к художественной, вокальной культуре продиктовано новыми задачами наиболее полного раскрытия способностей каждого ребенка в условиях комплексного обучения, а также необходимостью его адаптации в дальнейшем в макро-социальных условиях.

Занятия основами танцевального искусства для школьников с проблемами является одной из любимых форм кружковой работы. Целью таких занятий является обучение ре-Танцевальное бенка в силу его возможностей свободно, неискусство в спе- принужденно двигаться, быть интересным, циальной школе привлекательным в танце, не стесняться сверстников. Поэтому основным направлением кружковой танцевальной работы оказывается не столько подготовка исполнителей отдельных танцев, сколько посильное развитие в каждом ученике творческих способностей, овладение танцевальными движениями как формой невербального общения. Танцевальное искусство помогает школьникам с проблемами удовлетворить свои эмоционально-двигательные потребности, обеспечить развитие ритмопластической выразительности, культуры тела. Формируя у подростка через «танец» умение разумно организовывать свободное время, педагог влияет на эффективность решения школьником проблемы свободного времени в будущем, когда он станет взрослым.

Важное место в формировании художественной культуры в условиях специальной школы занимают массовые школьные мероприятия. Это и внутришкольные вечера, неде-Культурно-досу- ли музыки, детской книги, музыкальный лек-говые мероприя- торий и др., организованные силами педагогов тия и детей. Это и внешкольные мероприятия художественно-эстетического содержания, связанные с посещением выставок, театров, музеев. Массовые мероприятия художественной направленности в специальной школе мо-

гут решать задачи эстетического развития школьников, если репертуар и исполнение номеров соответствуют художественным требованиям, если разработан единый сценарий или план праздника, вечера и в него включены разные виды художественной внеклассной деятельности школьников, если дети и педагоги в процессе сотворчества готовятся к проведению такого мероприятия, если создается зрителями ситуация доброжелательности и успеха по отношению к участникам выступлений - детям с проблемами в развитии.

Специфика организации коллективной деятельности на занятии изобразительного искусства .

В практике преподавания изобразительного искусства существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик её организации. Такое положение объясняется тем, что коллективная деятельности популярна среди педагогов как наиболее эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству, и поэтому преподаватели ищут новые формы и методы её организации.

Формы коллективной изобразительной деятельности и их классификация.

В методике преподавания изобразительного искусства известны три классификации коллективных форм изобразительной деятельности. Автор первой классификации М Н. Турро, исследовавший ещё в 70-е гг. образовательные и воспитательные возможности коллективных работ были положены особенности организации совместной изобразительной деятельности обучающихся. Он выделил три основных формы коллективной изобразительной деятельности:

    Фронтальная

    Комплексная

    Коллетивно-производственная.

    фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков обучающихся, сделанных с учётом поставленных педагогом задачи или со знанием смысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце учебного занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

    комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы по одной плоскости, когда каждый обучающийся делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

    коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.

К сожалению, опыт М. Н. Турро в своё время не получил развития, так как содержание программы по изобразительному искусству в 70-е гг. не способствовало широкому внедрению коллективных форм работы в практику школы.

Методика организации фронтальной формы такова: разбить большое изображение на одинаковые или схожие элементы, выполняемые детьми индивидуально, а затем соединить фрагменты в единое и доработать. Таким образом, лишь в заключение деятельность обучающихся напомнила коллективную. Сложность организации коллективного результата заключалась в том, что умения детей были разного уровня, и не было согласованности в эстетических представлениях учащихся.

В ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского учителями – эксперементаторами были выявлены несколько видов коллективной деятельности, которые позже были систематизированы по признаку количества участников процесса совместного труда. Согласно этому подходу и классификации совместной деятельности все коллективные работы учащихся делятся на: парные – работа в паре, групповые – в небольших группах по пять – шесть человек; коллективные – работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом. Такая классификация раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения композиции.

Совместно – индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учётом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции. Совместно – последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного ученика находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Совместно – взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

Рассмотрим более подробно каждый из видов совместной деятельности и их сочетание на занятиях изобразительного искусства.

Совместно – индивидуальная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Совместно – индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организацией работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый обучающийся индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале учебного занятия, на первом этапе при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, и в конце учебного занятия, на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

Методы и приёмы организации совместно-индивидуальной деятельности обучающихся разнообразны. Они зависят от сложности темы и техники исполнения, но можно выделить в методике организации работы над совместной композицией ряд общих положений:

    продумать заранее композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости-фона;

    выбрать единый изобразительный материал и технику изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции;

    определить соразмерность деталей в общей композиции и средство достижения соразмерности в индивидуально выполненных элементах;

    определить технику «сборки» коллективной композиции, т. е. продумать, чем и как будут соединяться между собой или крепиться отдельные детали к общему фону;

    продумать процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для выделения работы по монтажу общей композиции на классной доске.

Роль организатора коллективной деятельности начальных классов выполняет педагог. Во фронтальной роботе с группой обучающихся он ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания. Во время индивидуальной работы обучающихся педагог корректирует их работу в зависимости от того, что сделано другими. На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, педагогу помогают собрать элементы, детали, части общей композиции помощники из числа успевающих обучающихся. В конце учебного занятия все обучающиеся принимают участие в анализе результата коллективной деятельности. Уровень творческой активности детей в процессе совместно-индивидуальной работы на занятии изобразительного искусства во многом зависит от методики организации процесса коллективной деятельности и от принципа организации результата коллективной деятельности, т. е. коллективной композиции.

Если по сценарию учебного занятия обучающиеся не знают о том, что их рисунки станут частью коллективной композиции, то роль педагога в организации коллективного процесса, а так же его результата велика.

К достоинствам совместно – индивидуальной формы организации деятельности на занятии изобразительного искусства относится и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность всю группу, причём занятия могут проходить в любой аудитории. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, зная, что, чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого обучающегося.

Ещё одно достоинство – возможность проследить вклад каждого обучающегося в коллективный результат и достойно оценить его работу, что очень сложно сделать в итоге совместно – последовательной и совместно – взаимодействующей деятельности. Поэтому очень важно развивать у обучающихся самооценку результата коллективной деятельности, умение анализировать достоинства и недостатки коллективной композиции, причём не только выявлять ошибки, но и находить пути их исправления: доработать и обобщить коллективную композицию.

Совместно – последовательная деятельность и формы её организации на занятии изобразительного искусства.

Совместно – последовательная деятельность как форма коллективного творчества обучающихся встречается довольно редко. Это можно объяснить сложностью организации совместного труда, процесс которого напоминает работу производственного конвейера; этот вид совместной деятельности вообще исключает творчество.

Совместно – последовательная деятельность предполагает последовательное выполнение обучающимися определённой технологической операции, когда результат работы одного обучающегося становится предметом деятельности другого.

К совместно – последовательной форме можно отнести изобразительную деятельность обучающихся, построенную по принципу эстафеты. Итогом совместной деятельности, организованной по этому принципу, может оказаться декоративное панно, по композиции ни чем не отличающееся от коллективной работы, выполненной в ходе совместно – индивидуальной деятельности. Но принципиально отличается сам процесс создания коллективной работы. Во время «изобразительной эстафеты» обучающиеся поочерёдно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое сделано предыдущим учениками. В качестве эстафетной палочки на занятии изобразительно искусства может быть палитра с красками и кисть, а если работа выполняется в технике аппликации, то роль эстафетной палочки может сыграть тюбик с клеем.

У изобразительной эстафеты есть один недостаток, наиболее остро он проявляется в том случае, когда изобразительная эстафета предполагает поочерёдную работу обучающихся непосредственно на общем фоне. На общем листе могут рисовать одновременно не боле трёх учеников, поэтому остальные томятся в ожидании своего выхода к коллективной композиции. Чтобы сократить время ожидания выхода к доске, можно разбить группу на три подгруппы и вести параллельно три коллективные композиции, то есть предоставить лист для каждой подгруппы. В таком случае возникает ситуация соревнования больших групп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы – «эстафета».

Организация коллективного творчества на основе совместно – взаимодействующей формы деятельности обучающихся на занятии изобразительного искусства.

Совместно – взаимодействующая форма является наиболее сложной в организации коллективной деятельности обучающихся на занятии изобразительного искусства. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на учебном занятии требует от педагога определённых организаторских способностей, а от обучающихся умения общаться в процессе восприятия и практической деятельности.

Одним из наиболее популярных направлений в поиске методики организации процесса сотрудничества является деление группы на подгруппы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Каждый участник совместной деятельности имеет представление об общей композиции, колорите и размере составляющих её частей, так как она является результатом коллективного творческого мышления и планирования. Художественное сотворчество обучающихся начинается с разработки идеи, эскиза общей композиции и заканчивается её составлением из частей, фрагментов и обобщением.

Такая форма коллективной деятельности требует от каждого обучающегося определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использование материалов и техники выполнения композиции. В коллективной работе, организованной в форме сотрудничества, у обучающихся совершенствуются опыт общения, умение сотрудничать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творчества.

Посильность заданий и доступность художественных техник для коллективного творчества обучающихся на занятии изобразительного искусства.

Доступность и посильность являются одним из основных дидактических принципов организации коллективного творчества на занятии изобразительного искусства.

Коллективная изобразительная деятельность для обучающихся младшего возраста должна иметь эмоциональный окрас и черты, схожие с игрой, а для подростков – практически значимый результат, новизну и неограниченность их общения в процессе выполнения коллективного задания.

Посильность задания совместного труда – ещё одно требование к коллективной деятельности, которое должно соблюдаться в работе со всеми возрастными группами. Доступность и посильность, лёгкость в выполнении задания и получения качественного результата совместной работы на первых порах является хорошим стимулом развития творческой активности детей и их интереса к коллективной деятельности. Доступность задания во многом зависит не только от уровня готовности обучающихся к изобразительной деятельности, но и от возможности работать сообща в той или иной изобразительной технике.

Трудности в реализации задуманного, недооценка индивидуально вклада в результат совместного труда отрицательно влияют на интерес к совместной изобразительной деятельности, как у обучающихся младшего возраста, так и старшего.

Основными причинами неудачи в совместной изобразительной деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата, могут быть:

    Трудоёмкость задания, для выполнения которого требуется более одного учебного занятия, так как обучающиеся младшего возраста могут не вернуться через неделю к деятельности, она потеряет для них интерес;

    Сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;

    Отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции;

    Эклектика изобразительных материалов и средств в исполнении деталей, частей общей композиции.

Чтобы процесс коллективной деятельности был посильным, а её результат отвечал эстетическим требованиям нужно воспользоваться следующими советами опытных педагогов изобразительного искусства:

    Лучше использовать цветную бумагу, сделанную самим педагогом (покрасить большие листы в нужные цвета). Окрашенная бумага позволяет обучающимся дорисовывать аппликативные силуэты гуашевыми красками, пастелью;

    Соблюдать единство колорита всей работы, гармонию цвета каждого из планов можно достичь подбором цветной бумаги для работы в каждой из групп обучающихся, выполняющей фрагменты коллективной композиции;

    Соблюдать соразмерность деталей в коллективной композиции, для этого необходимо выдавать обучающимся цветную бумагу, заранее нарезанную на прямоугольники или квадраты определённого размера;

    Давать в начальных классах шаблоны с изображением каких – либо элементов композиции; силуэты шаблонов должны быть разнообразны и предоставлять обучающимся наибольшую возможность для творчества;

    Использовать раздаточный материал и технологические карты в ходе коллективной работы, которые дополнят представление детей о предметах изображения и технологии выполнения задания;

    Техника выполнения совместной композиции должна быть несложной и не требовать много времени для завершения промежуточного этапа работы;

    Показ образцов, коллективных работ прошлых лет делает чётким представление обучающихся об объёме предстоящей работы, а так же об эстетике результата, на который направлена совместная деятельность обучающихся.

В методической литературе встречаются различные названия занятий по изобразительной деятельности: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). При этом нередко добавляют: «и по замыслу». Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему. Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

  • - занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;
  • - занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ, познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений;
  • - занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Безусловно, процесс творчества включает и репродуктивную деятельность, но она подчинена творчеству и входит в структуру творческого процесса. Выделение разных типов занятий в определенной мере связано с решением проблемы обучения, ориентированного на развитие самостоятельности, творчества. Обучение, предполагающее прямую передачу дошкольникам «готовых» знаний, умений, преобладает на занятиях первого типа. Общие дидактические методы обучения, прямо соотносятся с этими типами занятий: информационно-рецептивный - с занятием по сообщению новых знаний, репродуктивный - с занятиями по упражнению в применении знаний и умений, частично поисковый (эвристический) и исследовательский - с творческими. Эти методы, организуя весь процесс обучения на занятии, интегрируют в себе все другие, более частные методы и приемы (обследование, беседа и т.п.), определяя характер познавательной деятельности детей в каждом из них .

Таким образом, в каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Одним из условий реализации такого подхода является учет педагогом индивидуального опыта детей. К сожалению, индивидуальный опыт выявить не всегда легко. Именно поэтому в системе работы занятие третьего типа (творческое) может не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у педагога есть возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения. Иногда такая информация приобретается педагогом в процессе наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью дошкольников. При наличии такой информации педагог может дифференцирование строить индивидуальную работу с детьми, целенаправленно объединяя их в подгруппы. Занятия по изобразительной деятельности с дошкольниками можно дифференцировать не только по типу, но и по виду. Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения. Так по содержанию изображения различают предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация). По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры. По характеру выбора темы: на тему, предложенную воспитателем, и на свободную тему, выбранную ребенком (так называемые занятия «по замыслу») .

По источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

Остановимся на их характеристике более подробно. Итак, занятия, выделенные по методу, способу изображения, по представлению, памяти, с натуры. Изобразительная деятельность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить. Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления.Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.Есть занятия на тему, предложенную воспитателем, и на тему, выбранную детьми самостоятельно, так называемые занятия по замыслу или на свободную тему. Воспитатель определяет широкую тему, в рамках которой индивидуальные темы могут быть различными («Кем я буду», «На чем хочу покататься», «Радостный денек» и т.п.). В работе с дошкольниками такое ограничение полезно, так как деятельность, при всей ее свободе, приобретает большую целенаправленность не в ущерб, а на пользу творчеству. Подлинное творчество всегда целенаправленно.

В методике обучения детей изобразительной деятельности под термином «рисование по памяти» понимается процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия. Смысл их в развитии восприятия, наблюдательности, зрительной памяти; приучении детей к наблюдению и запоминанию увиденного, а затем воспроизведению. Изображение (рисование) с натуры. Возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственного восприятия с определенной точки обзора с целью как можно более точной и выразительной его передачи долгое время оспаривалась в дошкольной педагогике. Н.П.Сакулина одна из первых обратилась к этому виду рисования. Наиболее глубокое исследование на эту тему проведено Р.Г.Казаковой.В исследовании Р.Г.Казаковой показано, что ребенку-дошкольнику доступно изображение предмета с натуры без передачи объема и перспективы. Дошкольник изображает форму линейным контуром, строение, относительную величину частей в предмете, цвет, расположение в пространстве.Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Учить детей сравнивать получаемое изображение с натурой в процессе изображения. Последнее действие особенно трудно удается детям. Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.Разновидностью таких занятий может быть рисование натюрмортов. Рисование с натуры натюрмортов, пейзажей желательно сочетать с восприятием дошкольниками произведений изобразительного искусства этих жанров. Рассказы о художниках, восприятие художественных картин вызывают у детей соответствующие эстетические чувства, рождают мотивы собственной изобразительной деятельности, делают ее более осмысленной. Лепка с натуры принципиально не отличается от рисования. Виды занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действительности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фольклорным жанрам, загадке, потешке); по музыкальным произведениям. Соответственно источнику тем строится методика таких занятий, в частности отбор ведущих методов. Изображение на темы из окружающего ребенка мира требует в первую очередь непосредственного восприятия предметов и явлений. Изобразительная деятельность на занятии на основе литературного произведения, при всех особенностях разных жанров, предполагает создание изображения с опорой на словесный образ. То есть окружающий мир и отношение к нему уже воплощено в литературном образе с помощью специфических средств. Создание изобразительного образа требует своеобразного понимания и анализа этих специфических средств. Поэтому важно, чтобы ребенок за словом увидел образ, а затем воплотил его изобразительным языком, передав свое отношение. То же самое требуется при создании образа на основе музыкального произведения. Методика таких занятий как бы двухэтапная: сначала необходимо обеспечить полноценное эстетическое восприятие детьми литературного (музыкального) образа на основе непосредственных впечатлений от подобных явлений в жизни, а затем вести работу по формированию изобразительного представления на основе восприятия и анализа самого художественного образа. В беседе, предваряющей исполнительскую часть деятельности, целесообразно заслушать примерный целостный замысел одного из ребят: определение содержания (что нарисует), внешней характеристики образов (как будет выглядеть персонаж), где будет располагаться то или иное изображение, с чего удобнее начать рисунок, в какой последовательности будет он воплощаться, в каком материале. Широко распространены занятия рисованием (лепкой) по стихотворению. Методика таких занятий подробно разработана и представлена в работах Л.В.Компанцевой .

Особо стоит остановиться на так называемых комплексных занятиях, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая. Таких занятий не может быть много, это, скорее, праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость от того, что они делают. Это возможно, если интегрирование разных видов художественной деятельности будет строиться не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызвать занятия такого рода. Полезно использовать произведения искусства, вызывающие эти чувства. Восприятие искусства и создание собственных образов, по сути, разные виды деятельности со своими довольно сложными задачами. При объединении их в одном занятии что-то должно быть доминирующим, главным для обучения, другое - более свободным, близким к самостоятельной художественной деятельности. Восприятие сочетается со слушанием музыкальных произведений, чтением стихов. Доминирует при этом изобразительное искусство. Эмоциональная насыщенность занятия должна быть высокой. Нужно, чтобы у детей осталось яркое впечатление от общения с искусством. Затем можно предложить им рисовать зимний пейзаж по настроению, так, как они хотят, находясь под впечатлением от восприятия искусства. Такое рисование не утомляет детей, оно проводится в оставшееся время, дети как бы «выплескивают» свои чувства. Эти рисунки в то же время дают педагогу информацию об уровне их умений, о чувстве, вызываемом этой темой.

Изобразительная деятельность - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В.Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности. Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.

Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.

При характеристике изобразительной деятельности мне хотелось бы обратить внимание на ее воспитательную ценность: работы, выполненные коллективно, могут быть использованы для оформления группы, применены в качестве декорации для игр-драматизаций по художественным произведениям, послужить украшением зала к праздникам, досугам или развлечениям. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка. Различные попытки возможных объединений детей в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной работой воспитателя с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку.

Изобразительная деятельность в детском саду - является своеобразным итогом обучения детей определенным изобразительным навыкам.

В процессе проведения коллективной работы педагог решает большое количество задач нравственного воспитания.

Создание изображений следует организовывать в разных возрастных группах. Можно выделить несколько форм таких занятий. Первый - наиболее простой, когда ребенок выполняет своё изображение, а затем всё созданное детьми, объединяется в общую композицию. Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется картина: «Птицы на ветке», «Цыплята гуляют по травке», «Улица города» и т.д. Или каждый ребёнок рисует осенние деревья. Соединённые вместе рисунки составляют общую композицию: «Осенний лес» и др. Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, буквально завораживают детей, вызывают желание заниматься.

Для создания общих композиций воспитанники могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет узор для середины ковра, другая - разрабатывает украшение поля, третья - готовит части узора для каймы, углов. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и каждому найдётся дело по силам, что особенно актуально в летний период. Воспитателю необходимо уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребёнку было, по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.

Может быть, и другая классификация форм организации коллективных работ детей. А.И.Савенков, проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и, наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-5человек) и большой, фактически включающей всех детей группы. Воспитанники могут создавать изображения одновременно или работая над изображением по принципу конвейера.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:

  • 1. Совместно-индивидуальная.
  • 2. Совместно-последовательная.
  • 3. Совместно-взаимодействующая.

Изобразительная деятельность работы может быть разной не только по форме организации работ, но и по видам, которые можно определить по тематическому критерию:

  • · Изготовление художественных панно и макетов;
  • · Выполнение подарочных плакатов;
  • · Изготовление атрибутов к совместным играм;
  • · Иллюстрирование сказок и рассказов;
  • · Художественное оформление выставок;
  • · Изготовление костюмов, театральных декораций.

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

В организации работы есть 3 этапа:

  • · Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.
  • · Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.
  • · Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.

Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.

Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по изобразительной деятельности.

Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее - по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных навыков детей.

В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну - две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция.

Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место - кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания, маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант может быть использован и в младших группах.

В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке.

Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех - четырех и более детей.

Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем - наклеивает его на общий лист.

С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы по мотивам народного искусства. Организовать такую деятельность можно по-разному. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Когда составление узора закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства: городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить детям выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других росписей. Надо шире использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Работу над декоративной композицией можно организовать по-другому. Вместе с детьми воспитатель на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать, где и как будет размещён узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе советуются, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, затем по углам и кайме. Такой узор могут выполнить от 2 до 4 детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают композицию общей.

Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа.

Многие коллективные картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное от занятий время композиция может обогащаться, расширяться, дополняться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми.

Интересными для воспитанников являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и воспитатели, последние выполняют ту часть работы, которая не по силам детям. Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Птицы на ветке», заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предлагается вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в подготовке такого изображения.

Вместе с тем, в таком виде работы и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, её хода, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей и педагога осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует воспитатель, обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их самостоятельности, возможности высказать свое мнение.

В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации, атрибуты для игр-драматизаций по литературным произведениям. Коллективная изобразительная деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с другими художественно-творческими деятельностями (с разными видами игр, музыкальной, художественной, коммуникативной).



gastroguru © 2017