Основные принципы ABA терапии. Что такое АВА терапия? Что такое ава терапия для детей

: Время прочтения:

АВА-терапевт и психолог Алена Кожанова рассказывает, как устроены методики ABA-терапии, по которым занимаются дети с РАС — расстройствами аутистического спектра.

Алена, для каких деток подойдут методики, о которых сегодня пойдет речь?

Я обучаю детей с расстройствами аутистического спектра (сокращено РАС) новым навыкам. У таких деток помимо основного диагноза могут быть сопутствующие диагнозы, которые также сопровождаются задержкой психического и речевого развития.

Диагноз «РАС» обычно ставят детям старше трех лет на консультации у психиатра. Родители начинают искать ребенку терапию, и чаще всего выбирают АВА-терапию и сенсорную интеграцию.

В чем заключается терапия?

Терапия заключается в том, чтобы обучить ребенка отсутствующим навыкам, которые должны быть у него в этом возрасте, максимально приблизить его к типично развивающимся сверстникам. Название этой научной дисциплины — Прикладной Анализ Поведения, Applied Behavior Analysis или сокращенно ABA-терапия.

Чаще всего ко мне приходят с запросом на развитие речи, либо когда у детей есть трудности в поведении, имеется нежелательное (мешающее) поведение. Ребенок хочет что-то получить или от чего-то избавиться, но начинает «плохо себя вести» вместо того, чтобы приемлемым способом объяснить, что ему нужно. Он кричит, дерется, щипается, закатывает истерики, убегает. Такое поведение чаще встречается у «неговорящих» детей, которые не могут озвучить просьбу и объяснить, что хотят.

Так как дети с диагнозом «аутизм» обычно начинают говорить позже, чем сверстники, они, как правило, не используют языковые навыки для коммуникации. Такие детки не замотивированы на социальные взаимосвязи и на коммуникацию. Чтобы наладить сотрудничество с ребенком, можно использовать сенсорную интеграцию, сенсорные и двигательные поощрения, игрушки — все, что может замотивировать ребенка контактировать и заниматься со специалистом.

Работая в рамках метода Прикладного Анализа Поведения для детей с аутизмом, я не усаживаю ребенка за стол через силу. Я ищу те стимулы, игрушки, занятия, поощрения, благодаря которым ребенок захочет заниматься. Мотивация и поощрения напрямую способствуют обучению. Если ребенок не замотивирован, он будет избегать занятий, а значит не будет учиться ничему новому.

То есть суть в том, чтобы ребенок захотел идти на контакт?

Конечно! Мы должны замотивировать ребенка, это задача специалиста. Все занятие построено на мотивации и поощрении, и я постоянно поддерживаю их актуальность для ребенка.

Это не означает, что ребенок всегда делает то, что ему хочется. Специалист ищет поощрения, за которые ребенок будет готов заниматься без нежелательного поведения, тогда процесс обучения новым навыкам будет проходить быстрее.

Работая в рамках методики Прикладного Анализа Поведения, я не усаживаю ребенка за стол через силу. Я ищу те стимулы, игрушки, занятия, поощрения, благодаря которым ребенок захочет заниматься.

Как проходит работа, если ребенок не говорит?

Я наблюдаю за ребенком и выявляю, что его интересует, какая у него мотивация. Важно разобраться, как он воспринимает обращенную речь, использует ли речь сам, чтобы коммуницировать со взрослыми, и как именно он это делает.

Для начала нужно определить цель, которую мы преследуем. Специалист выявляет существующие навыки, индивидуальные особенности, преграды в обучении, определяет, имеется ли у ребенка имитация. Проводится анализ, соответствуют ли имеющиеся навыки навыкам типично развивающихся детей этого возраста.

На основании этих данных будут определены «риски» и «успехи», с которыми может столкнуться ребенок, прописаны цели и программа для обучения ребенка новым навыкам. Здесь же учитываются данные о «команде» людей, помимо специалиста, которые будут помогать ребенку обобщать полученные навыки и поддерживать их вне учебных занятий.

Когда индивидуальные навыки ребенка относительно вербальной коммуникации определены, специалист выбирает между вербальной или альтернативной коммуникацией — с помощью карточек «ПЕКС» (PECS) или жестов.

Карточки «ПЕКС» (PECS) — инструмент альтернативной коммуникации. На карточках изображен предмет или действие, с которыми «неговорящие» дети могут обратиться ко взрослому, чтобы что-то попросить или прокомментировать.

Какие еще есть навыки?

Есть навыки говорящего и слушающего. Навыки просьбы, наименования, визуального восприятия, игровые навыки, навыки крупной и мелкой моторики, навыки имитации, навыки сопоставления, социальные навыки, групповые навыки, навыки ответа на вопрос (интравербальные навыки), графомоторики, счета и многие другие.

Почему ребенок не выполняет инструкции?

Причин может быть много. Ребенок может не понимать речь в принципе, конкретное предложение или его часть. Ребенок может не хотеть выполнять то, что его просят. Это естественно, если ребенок занят чем-то интересным.

Также у ребенка могут быть физиологические трудности с восприятием речи. Об этом можно узнать у ЛОРа или сурдолога, которые проверяют наличие и качество слуха ребенка.

Выходит, если у ребенка отсутствует навык, он не зарегистрирован в его психике?

Все, что мы умеем делать в жизни — наученное поведение. Речь и выполнение инструкций в том числе.

Мы все когда-то учились самым простым вещам. Смотрели на движущиеся предметы, тянулись к ним, смотрели, как кто-то стучит, и стучали сами, видели, как кто-то хлопает, и тоже хлопали. Радовались, когда вся семья тебе хлопает, потому что ты танцуешь первый раз в свои полтора года.

Ребенок начинает танцевать, чтобы получить социальную похвалу — аплодисменты и похвалу «Молодец!». Добавляет новое движение — получает поощрение. Так типично развивающийся ребенок обучается новым движениям «танца» получая похвалу от взрослого.

Почему у деток с аутизмом не происходит такой реакции?

Аутизм — специфическое заболевание, у детей отсутствует желание социальной коммуникации. А большинство навыков формируется за счет коммуникации и поощрения. Если у ребенка нет коммуникации, навык не может развиться до конца.

При работе с навыками, мы всегда ориентируемся на типично развивающихся сверстников, какие навыки есть у них. К определенному возрасту у ребенка должны быть развиты определенные навыки. Мы выявляем отсутствующие навыки ребенка, определяем, как мы будем их развивать, кто будет «работать в команде» со специалистом, какие навыки уже присутствуют у ребенка. Важно учесть индивидуальные особенности, преграды в обучении и особенности развития.

Аутизм — специфическое заболевание, у детей отсутствует желание социальной коммуникации. А большинство навыков формируется за счет коммуникации и поощрения. Если у ребенка нет коммуникации, навык не может развиться до конца.

Правильно, что аутисты учатся всю жизнь?

Чтобы максимально приблизиться к типично развивающимся сверстникам, ребенок должен с раннего возраста заниматься по курсу АВА-терапии не менее сорока часов в неделю в течение трех лет. Без перерывов, без выходных, без отпусков. Три года — при условии, что у ребенка нет органических нарушений ЦНС. Это научно подтверждено в исследованиях американских специалистов. Таким детям даже могут снять диагноз «аутизм». Конечно, все дети разные, и все очень индивидуально.

Также для успеха терапии важно, чтобы с ребенком занимались не только на индивидуальных занятиях, но и дома, и в учебных учреждениях.

Необходима отлаженная команда:

  • куратор, который прописывает программу обучения;
  • траппист, который обучает ребенка новым навыкам по программе;
  • родители, которые дома помогают осваивать бытовые навыки и обобщают навыки, полученные на занятии;
  • супервизор, который контролирует процесс обучения;
  • воспитатели и учителя, которые сотрудничают с командой специалистов и помогают ребенку социализироваться в группе.

Перечень специалистов зависит от целей, которые мы ставим при обучении ребенка.

Если ребенок ходит в детский сад, как выстраивается работа?

Первое, что я узнаю у родителей, — кто будет работать по программе вне учебных занятий, какой коллектив будет вокруг ребенка. Потому как необходима эффективная команда, и чем больше людей в нее входят, тем быстрее закрепляются навыки. Это распространяется и на работу с нежелательным поведением.

Перед тем, как приступить к курсам ABA-терапии, специалисту необходимо изучить окружающую среду сада. В программу в придачу к особенностям ребенка должны быть включены особенности детского сада, возможности и включенность воспитателей и других специалистов, которые там работают.

Первое, что я узнаю у родителей, — кто будет работать по программе вне учебных занятий, какой коллектив будет вокруг ребенка. Потому как необходима эффективная команда, и чем больше людей в нее входят, тем быстрее закрепляются навыки.

Как проходит работа с нежелательным поведением? Как отучить ребенка с РАС что-то делать?

При работе с нежелательным поведением необходимо провести Функциональный Анализ поведения (ФА), а именно выяснить цель, которую достигает ребенок, когда ведет себя «плохо». При длительном прямом наблюдении специалист собирает данные о поведении, окружающей среде, а также изменениях в ней, которые могут влиять на поведение ребенка. Определяются имеющиеся навыки, определяются риски относительно данного поведения.

Далее строится работа по обучению новому социально одобряемому обществом поведению, параллельно ведется работа по поддержанию нового поведения. Это далеко не весь перечень работы, которая проводится при функциональном анализе. Она имеет большее количество нюансов и очень индивидуальна для каждого ребенка.

Функциональный Анализ — это очень сложная работа, которая требует большого опыта и слаженной работы команды специалистов и родителей по индивидуально разработанному плану коррекции.

Получается задача — найти «ошибки» поведения и индивидуально составить программу?

Это не ошибки поведения. Окружающая среда и те изменения, которые в ней происходят, запускают или останавливают наше поведение, впоследствии его формируя.

Сидите вы, вяжете, например, и вдруг звонит городской телефон. Изменения в окружающей среде, а именно звонок телефона, заставляют вас изменить поведение — остановиться, встать, подойти к телефону и взять трубку. Ваше поведение изменилось, потому что появился некий объект в окружающей среде, который остановил поведение «вязать» и одновременно запустил поведение «встать и подойти к телефону».

Другой пример: в момент звонка телефона вы не вяжете, а, например, купаете в ванной свою трехлетнюю дочь. Тут вы скорее всего не пойдете в другую комнату, чтобы взять телефонную трубку. Вы не оставите дочь одну в ванной.

Появление или исчезновение стимулов (объектов, действий) в окружающей среде может менять наше поведение. Все изменения в окружающей среде так или иначе изменяют наше поведение. Для написания индивидуальной программы и проведения функционального анализа специалисту необходимо выявить стимулы окружающей среды, которые влияют на поведение ребенка, и риски, с которыми может столкнуться «команда».

Иногда, когда я говорю об аутизме, я ошибаюсь. Невозможно чем-то заниматься, про что-то писать и никогда не ошибаться. И я не боюсь признавать свои ошибки. Одна из основных моих ошибок — это мое благосклонное отношение к АВА-терапии.

Надо заметить, что сейчас я возражаю не против Прикладного Анализа Поведения (Applied behavior analysis, АВА) как такового, а именно против идеи АВА как терапии аутизма. Эта идея опасна и с ней надо бороться. Методы АВА являются по сути инструментами, которые можно, а зачастую и нужно использовать.
Сейчас постараюсь объяснить, что я имею ввиду.

Для начала давайте определимся с тем, что такое АВА.
Вот информация из русскоязычной Википедии : «Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA) - это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. Поведенческие аналитики отвергают использование гипотетических конструктов, но фокусируются на объективно наблюдаемых отношениях (зависимостях) поведения от окружающей среды. Методы АВА могут быть использованы для изменения поведения только после функциональной оценки связей (зависимостей) между целевым поведением и окружающей средой. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.»

Как видите, здесь ничего не сказано о смене нейротипа и даже о коррекционной педагогике. Ниже, правда есть информация о том, что хотя спектр применения методик АВА достаточно широк, часто АВА ассоциируется с «терапией аутизма».
Когда я говорю, что поддерживаю АВА, то я поддерживаю не ту АВА-терапию аутизма, о которой писал ее основатель Ивар Ловаас, не ту АВА, которая основана на наказаниях и которой боятся многие родители аутичных детей. Когда я говорила, что ничего не имею против АВА, я имела в виду АВА-терапию, которая не отучает детей от стимминга, которая не требует от них отказа от их интересов. Я имела ввиду АВА-терапию, на которую ребенок не тратит все свое время. АВА, которой не надо заниматься по 40 часов в неделю, АВА, во время которой не используют наказание.

В общем, я говорила про ту АВА-терапию, про которую многие специалисты говорят что это «другое АВА», когда аутичные взрослые, пострадавшие от АВА, начинают критиковать само существование данной терапии.

Я относилась скептически к подобной критике. Но не менее скептически я относилась и к людям, которые являются сторонниками АВА-терапии. Во-первых потому, что чаще всего эти люди считали аутизм болезнью, которую надо лечить и предотвращать. Во-вторых потому что много моих американских знакомых заявляли, что АВА-терапия нанесла им психологический вред, от которого они не могут избавиться даже во взрослом возрасте. Некоторые из них в подростковом возрасте чуть не покончили с собой из-за этой терапии.

В конце-концов я пришла к мысли о том, что я не поддерживаю «старую» АВА, но ничего не имею против «новой».

Мне нравится АВА из-за ее последовательности. В детстве мне слишком часто предъявляли противоречивые требования. Одни и то же действие могли разрешать и запрещать в подобных обстоятельствах, и это сильно пугало меня. Я не могла понять, могу ли я это делать или нет. И я не могла понять, как меня могут ругать за то, на что в других подобных обстоятельствах даже не обращают внимания.
Мне нравится АВА потому что она признает, что у любого поведения есть причина. Очень часто родители отказываются замечать, что в действиях их детей дейстительно есть логическая причина. И еще реже они могут эту причину понять. АВА учат тому, что поведение не бывает спонтанным, и помогают родителям проанализировать поведение своих детей.
Мне нравилась АВА, потому что она использует метод поощрения вместо метода наказания. Современная АВА, во всяком случае. Мне самой гораздо легче что-то делать, когда у меня есть на это стимул — и иногда, во взрослом возрасте, я стала придумывать для себя эти стимулы сама. Например, я решила, что буду смотреть фильм, который давно планировала посмотреть только после того, как я закончу статью, или что я куплю себе коллекционную фигурку после того, как наконец закончу ответственный разговор, на который я никак не могла решиться. В детстве родители часто просили меня сделать что-то просто потому, что они так хотят, просили делать то, в чем я не видела смысла, не предлагая мне ничего взамен, не обосновывая свою просьбу. Думаю, в подобных случаях метод поощрения хорошо подошел бы.

А теперь задумайтесь над причинами, из-за которых я не выступаю с жесткой критикой АВА. И вы поймете, что у этих причины никак не связаны с аутизмом. Они подходят для всех детей без исключения, вне зависимости от их нейротипа, уровня социализации, уровня владения бытовыми навыками и уровня освоения коммуникации. Более того, они подходят даже взрослым, и их должен использовать любой хороший руководитель. Руководитель должен помнить, что у поведения его подчиненных есть причины, чтобы лучше их понимать. Руководитель должен быть последовательным в своих требованиях. Руководитель должен четко давать задания. И руководитель должен поощрять своих подчиненных к хорошей работе — с помощью зарплат и премий.
Многие из нас сами для себя использовали методы АВА. К примеру, когда мы решаем купить себе что-то после завершения проекта, или заварить себе чай после того, как дочитаем десять страниц книги — тем самым мы поощряем себя делать сложные для нас действия.
Практически все хорошие родители используют анализ поведения, когда пытаются понять, почему их ребенок ведет себя так а не иначе и наладить с ним контакт.
Я считаю, что любой педагог, вне зависимости от того, какой нейротип у его подопечных, должен знать базовые принципы АВА терапии. Я имею ввиду, что он должен понимать, что у любого поведения детей есть причина, находить причинно-следственную связть в поведении, использовать индивидуальный подход (как в современном АВА), давать детям понятные указания и задания и использовать поощрения.

Но если я считаю АВА крайне желательной для детей любого нейротипа, почему тогда я иногда выступаю против АВА-терапии аутизма.

Единственная научно доказанная терапия аутизма?

Если терапия основана на базовых принципах поведения, если она может помочь аутичным детям освоить полезные навыки, почему тогда я ее критикую?

Этот вопрос в последнее время я слышу довольно часто, даже от людей, которые поддерживают парадигму нейроразнообразия. И тогда мне хочется задать встречный вопрос: «Почему вы называете методику обучения терапией? Что она лечит?»

АВА-терапия аутизма была создана человеком, который считал аутизм болезнью. Более того, в своей книге «The ME» он — Ивар Ловаас- фактически указал на то, что не считает аутичных людей полноценными людьми и что можно признать их человеческое достоинство только если они станут приближенными к нейротипикам. Подобные заявления я расцениваю как речи ненависти. Подобный подход считаю недопустимым.
Изначально АВА во многом напоминало дрессировку, основанную на наказании нежелательного поведения. И цель этих наказаний, цель борьбы с нежелательным поведением было сделать аутичного ребенка как можно более приближенным к нейротипичной норме.
АВА считается «единственной научно доказанной терапией аутизма». Про целесообразность «терапии аутизма» я напишу ниже.
Сейчас о том, что-же, собственно, имеется ввиду под «научным доказательством». Оно основывалось на том, что после занятия АВА-терапией некоторые аутичные дети были признаны нейротипичными и лишились диагноза. Давайте, прежде чем говорить дальше, запомним одну вещь — в истории не было ни одного случая, когда аутичный мозг начал функционировать как нейротипичный. Не было ни одного «исцеления» аутизма, а значит, само снятие диагноза является не совсем корректным действием со стороны специалистов. Диагноз аутизм снимался по тому же принципу, по которому он ставился — на основании поведения ребенка. Если поведение ребенка больше не соответсвует диагностическим критериям, если он не ведет себя как аутист, значит, он больше не аутист. Конечно, образ мышления и восприятия ребенка при этом не учитывался, ведь «образ мышления и восприятия» нельзя увидеть и измерить. Мозг аутиста продолжал работать по-прежнему. Просто ребенок научился вести себя, как его сверстники.

«Нормальность» являлась самоцелью терапии. Ради того, чтобы ребенок казался «нормальным» и не соответствовал критериям его очень часто отучали от естественного и безвредного для него поведения вроде стимминга.

Итак, АВА-терапия не может «вылечить аутизм». Она может сделать аутичного ребенка похожим на нейротипичного настолько, чтобы он прекратил соответствовать критериям диагностики. Причем большая часть исследований была проведена тогда, когда критерии диагностики были более жесткими, т.е. сейчас больше детей сохранили бы диагноз.
Большая часть исследований была основана на старых принципах АВА, которые многие аутичные люди Есть еще много неточностей, которым обычно не придают внимания (более подробно об этом в данной статье) к примеру роль, которую играют в исследованиях навыки конкретного терапевта, который занимается с ребенком.
Есть еще несколько спорных вопросов — например, данные о повышении IQ, ведь, как известно, разные тесты IQ скорее измеряют способности человека в определенной области (например, его пространственное мышление), а не уровень интеллекта в целом.

Известны случаи, когда диагноз снимали потому, что академический уровень ребенка оказывался равным академическому уровню его сверстников. Т.е. фактически ребенок мог бы нормально учится в обычной школе, т.е. учиться на высокие отметки в соответсвии со школьной программой. Учитывалось только, может ребенок понимать программу и выполнять задания или нет. При этом его навыки самообслуживания, его исполнительная дисфункция, сенсорные проблемы, проблемы с пониманием эмоций и образа мышления нейротипиков не учитывались. Ребенка просто засовывали в обычную школу со всеми вытекающими оттуда последствиями. Сколько вы знаете аутичных людей, которые учились в обычной школе?
Я сама, и большинство моих аутичных знакомых учились в обычной школе. И многим из нас это чуть не стоило жизни, потому что школьные проблемы доводили практически всех нас до мыслей о самоубийстве. Возможно, вы решите, что у детей, с которыми предворительно занимались АВА, такого не было?
Ничего подобного! Это признают многие аутичные люди, у которых сняли диагноз аутизм, в частности Кассиан, аутичная девушка, которая была признана нейротипичной и неотличимой от сверстников. Естественно, несмотря на это, она осталась аутичной. Сейчас она известный активист движения за нейроразнообразие и автор блога «Radical Neurodivergence Speaking».
Она считает, что снятие диагноза стало причиной , что оно привело к тому, что с ее аутичными особенностями перестали считаться, что ее поведение, обоснованное ее образом мышления, считали ее личным выбором и виной — ведь если ты больше не аутист, то ты не можешь вести себя аутично (а если и ведешь, то причина не в аутизме, а в тебе); если ты больше не аутист, то у тебя не может быть аутичных проблем, тебе не нужна . Это — классический пример того, к чему может привести путаница, когда аутизм воспринимают как совокупность поведенческих характеристик, а не как неврологическую особенность.
Сама Кассиан пыталась стать нормальной, вести себя так, как от нее ожидают другие люди и игнорировать свою аутичность, и это

Итак, из всего этого можно сделать вывод, что считать АВА действенной терапией аутизма просто нелепо. Потому что:
1) Она не изменяет нейротип, а просто делает поведение аутичного ребенка наиболее приемлемым для общества.
2) «Нормальность», которой добиваются с помощью АВА достаточно субъективна и полностью зависит от существующей на тот момент нормы — от критериев диагностики аутизма. Меняется норма, и меняется «аутичность» (точнее не-аутичность) человека. Что само по себе абсурдно.
3) Методы, с помощью которых проводили исследования, доказывающие действенность АВА довольно сомнительные, и во время проведения исследований были допущены неточности.
4) Те методы АВА, которые действительно чаще всего делали аутичных людей «нормальными» по факту являются дрессировкой, во время подобной «терапии» аутичных детей часто наказывали за естественное для них поведение, терапия занимала большую часть времени ребенка и ее единственная цель была заставить ребенка подавить естственный для него образ мышления и вести несвойственным для себя образом.
5) «Неотличимость от сверстников» чаще всего приносит больше вреда, чем пользы. Потому что ребенка можно научить защищать себя, ребенка можно научить добиватся необходимой для него аккомодации. Но если ребенок кажется «неотличимым от нормы», то его потребности игнорируются, а проблемы, которые у него возникают потому что окружающая социальная среда расчитана на людей с другим образом мышления и с другим восприятием (в том числе и с другом сенсорным восприятием) мира.

И, наконец, я не считаю что аутизм — это болезнь, которую надо лечить и предотвращать. Я считаю, что основаная проблема аутистов не в том, что они аутисты, а в непонимании и стигматизации со стороны общества. Я писала об этом раньше. И даже если бы АВА-терапия действительно могла бы менять нейротип человека (чего она, конечно же, не может) я бы не хотела чтобы ее применяли ко мне. Даже если бы АВА-терапия действительно могла бы сменить нейротип человека, я бы восприняла это как переписывание личности, удаление одной и создание другой.

АВА-терапия: проблемы, преспективы и Российские реалии

Я отношусь к АВА как к инструменту, который можно использовать как для достижения полезных целей, для обучения ребенка необходимым навыкам, так и для того, чтобы сломать ребенку жизнь. Фактически, АВА — это как молоток, которым можно и гвозди забить, и голову прошибить. И в неумелых руках она может оказаться очень опасным оружием.
В России об АВА, как и об аутизме, специалисты знают крайне мало, и велика вероятность, что какой-то специалист решит действовать проверенными старыми методами. Надеюсь то, какой вред это может причинить психике ребенка уже понятно. Несколько родителей писали мне о том, что не водят своего ребенка на АВА-терапию потому что «АВА сильно смахивает на дрессировку» и они пишут, что не могут выдержать подобного насилия над их ребенком. Практически очевидно, что «специалисты», с которыми им пришлось иметь дело, используют старые методы АВА-терапии, и, вероятнее всего, даже те, от которых уже отказались во всех цивилизованных странах вроде принудительного удерживания или физического наказания.
Несмотря на то, что множество исследований доказало более благотворное влияние поощрения чем наказания для достижения результатов, многие специалисты «по старинке» считают, что лучший способ добится чего-то от ребенка — это принудить его к этому. Они не ищут способа понять его, они пытаются его сломать. Причем эти специалисты вполне могут быть теми, кто знает об альтернативном применении методов АВА, но не желают применять их, т.к. считают менее эффективными и дающими не такой быстрый результат. Поэтому прежде чем водить своего ребенка на АВА, убедитесь, что у специалиста, который с ним занимается есть сертификат ВСВА или BCaBAи в методах, которые он использует.

Еще одна проблема состоит в том, что «старая АВА-терапия» — это как раз таки и есть та доказанная терапия, и эта та терапия, которая является наиболее известной. Поэтому и родители, и профессионалы при мысли об АВА думают именно о ней.

Еще одна проблема — одна из основных проблем в том, что большинство людей не воспринимают АВА просто как методику обучения, как прикладной анализ поведения в буквальном смысле этого выражения, а воспринимают ее исключительно как «терапию аутизма». Даже если они и не ставят целью подавление естественного для ребенка поведения, то, каким образом они говорят об АВА не способствует тому, что ребенок начинает принимать свою аутичность.

Посыл, который родитель дает ребенку, когда водит его на подобную терапию: «твой образ мышления, твое восприятие мира, то, как ты ведешь себя, то, как ты реагируешь — все это ненормально, плохо, оно должно исчезнуть и я готов платить уйму денег и тратить уйму времени ради того, чтобы это исчезло и ты стал другим» явно не способствует ни поднятию самооценки ребенка (если у ребенка есть с этим проблемы), ни укреплению его отношений с родителями.
В таком случае, правда, проблема не в АВА, а в неправильном подходе и в эйблизме родителей ребенка. Но именно этот эйблизм зачастую ассоциируется АВА и практикуется родителями и АВА-терапевтами. Многие учебники по АВА патологизированы. Многие родители, которые изначально не считают аутизм заболеванием, могу перенять подобное отношение от терапевта, что может повлиять как на самооценку ребенка и его отношения с родителями, так и на его жизнь.

То, чем именно занимается АВА-терапевт с ребенком чаще всего зависит от выбора его родителей. Это еще одна опасность АВА-терапии, потому что требования у родителей бывают разными. Многие терапевты просто выполняют просьбы родителей, и заставляют детей вести себя так, как они хотят вне зависимости от того, надо это детям или нет. Они не помогают детям решить их проблемы. Они делают детей более «приемлемыми» для своих родителей. И тогда АВА может быть использована для чего угодно — в качестве «лечения» гомосексуальности у аутичного подростка, для того, чтобы привить гендерно-приемлемое поведение аутичной девочке-пацанке, для отучения от безвредных видов стимминга, для подавления интересов ребенка к определенным видам науки и т.д. и т.п. Все зависит от того, чего хотят родители! Реальные потребности ребенка имеют второстепенное значение. Его личное мнение, его восприятие вообще значения не имеют.
Так работают многие АВА-терапевты. И чем они профессиональнее, чем действеннее методы, которые они используют, тем они опаснее в случае неккоректных запросов родителей.

Поэтому, если меня спросят, какой должна стать АВА-терапия, чтобы соответствовать парадигме нейроразнообразия или для того, чтобы стать безопасной для аутичных детей, я могу ответить только одно. АВА-терапия должна изчезнуть. Как и любая другая «терапия аутизма».
Терапия аутизма подразумевает что аутизм — это то, что надо корректировать или лечить.
Терапия аутизма — это явление, которое полностью зависит от представления о том, что единственное нормальное восприятие и поведение — это нейротипичное поведение и восприятие.
Если вы воспринимаете аутизм неотделимой частью личности человека — никакой «терапии аутизма» быть не должно.
Должна быть «поведенческая терапия при исполнительной дисфункции» и терапия других проблем, которые у аутичных людей встречаются чаще, чем у нейротипичных.

Должны быть методики обучения, рассчитанные на аутичных детей. Методики обучения аутичного ребенка базовым бытовым навыкам, методики обучения ребенка альтернативной коммуникации, методики обучения, которые помогли бы ребенку научиться задвать вопросы, завязывать шнурки, делать выбор, успевать учить уроки и т.п. В них могут использоваться некоторые элементы методик обучения нейротипичных детей и некоторые не патологизирующие и ненасильственные методы «терапий» — к примеру, поощрения правильного поведения и поиски причин опасного. АВА может и должна использоватся для обучения, но не как терапия.

Почему-то многие родители забывают о том, что у поведения их детей есть причина и думают, что единственный способ добится от ребенка желаемого — орать на него. При этом понимание, что это не так, появляется у них только тогда, когда они узнают об аутичности ребенка и о методах АВА-терапии. А что, если бы они так и не узнали об аутичности ребенка? Что, если бы их ребенок действительно не был аутичным?

Анализ поведения необходим для всех детей, а не только для аутичных.

Одна из моих основных проблемм состоит в том, что когда меня спрашивают об АВА, я не знаю что ответить. Я не могу посоветовать человеку АВА-терапию аутизма. Но при этом я не могу боротся с АВА. И подобные проблемы будут возникать, пока АВА не признают методикой обучения, а не «терапией аутизма».

Поэтому в вопросах АВА я не могу понять одного. Почему взрослые аутичные люди, пережившие старый вариант АВА-терапии и борящиеся с ней не пытаются создать методики обучения аутичных детей, основанные на принятии аутизма или усовершенствовать и депатологизировать уже существующие? Почему не было серьезных попыток создать альтернативу «терапии» ?
Это вопрос ко всем специалистам, не только к аутичным. И это проблема, решением которой я, вероятно, займусь в будущем.

Пока же я не могу сказать родителям аутичных детей, российским родителям аутичных детей, которые живут в условиях, когда большинство специалистов ничего не знают об аутизме прекратить водить своих детей на «терапии», если им кажется, что они нашли грамотного специалиста. Я могу только попросить их быть осторожнее и следить, чтобы их дети не подвергались психологическому насилию. Я могу попросить их убедится, что их специалист по АВА (или любой другой терапии) не шарлатан, что он не использует «старые методы». Я могу настаивать на том, что видимая нейротипичность — это не то, к чему надо стремится. Я могу посоветовать им четко отделить свои представления об идеальном ребенке от того, что на самом деле надо их ребенку и, не переделывая личность ребенка, не предъявляя ему ненужных требований, объяснить терапевту каким именно навыкам ребенка надо обучать, а каким нет, и какие методы нельзя использовать в обучении.
Я могу посоветовать им только тщательно и логически все проанализировать, прежде чем выбирать терапию для своего ребенка, чтобы не совершить ошибку, о которой они будут жалеть всю жизнь или ошибку, от которой их ребенок будет .


Аббревиатура АВА расшифровывается как Applied Behavior Analysis и переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения. ABA представляет собой набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. ABA основывается на науке обучения и поведения.

Эта наука включает в себя общие «законы» о том, как работает поведение и как происходит обучение . ABA терапия применяет эти законы к поведенческим методам лечения таким образом, чтобы увеличить уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию. Также ABA терапия используется для улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и академических навыков.

Метод АВА признан лучшим методом лечения аутизма, имеющим научное обоснование . «Научно-обоснованный» означает, что ABA-терапия прошла научные испытания полезности, качества и эффективности.

ABA терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение ), а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение ). Одной из ключевых методик АВА является «положительное подкрепление/усиление» . Его суть состоит в том, что когда за поведением следует вознаграждение или поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем. Другими наиболее распространенными видами лечения, основанными на принципах ABA, являются обучение отдельными блоками, случайное обучение (или обучение в натуральной среде), тренинг вербального поведения, обучение опорным навыкам и т.п.

Все эти виды АВА-терапии…
Структурированы
Предполагают сбор данных по целевым навыкам и поведениям
Предлагают положительные стратегии изменения реакций и поведения

Обучение опорным навыкам . Это натуральное, слабоструктурированное вмешательство, которое опирается на естественные возможности для обучения и последующие факторы.
Задачей обучения опорным навыкам является повышение мотивации ребенка посредством добавления в его среду возможностей выбора, понятия очередности и других компонентов, перенаправляя акцент с дефицитных областей навыков на область опорных навыков для самостоятельного функционирования. Четырьмя опорными областями навыков принято считать мотивацию, проявление инициативы, саморегуляцию и способность реагировать на множественные стимулы . Считается, что путем стимуляции развития данных областей навыков можно вызвать улучшение и нецелевых форм поведения.

Методы АВА-терапии оказывают поддержку аутичным детям в таких направлениях:

1. Обучают навыкам, которые замещают проблематичное поведение. Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.
2. Увеличивают желательное поведение и уменьшают проявление нежелательного поведения. Например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение.
3. Поддерживают желательное поведение.
4. Изменяют ответ окружающих на поведение ребенка. Некоторые реакции родителей могут непреднамеренно способствовать подкреплению проблематичного поведения.
5. Повышает академические, социальные навыки и навыки самопомощи у ребенка.
6. Повышают способность сосредотачиваться на выполнении задач и увеличивают мотивацию к обучению.
7. Улучшают когнитивные навыки.
8. Обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или ситуаций в другие (например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе).

Компоненты сильной АВА-программы включают в себя:

Супервизию . Программы должны разрабатываться и контролироваться сертифицированными поведенческими терапистами, имеющими опыт работы с аутичными детьми.

Обучение . Все участники программы должны иметь соответствующий уровень подготовки и поддержки со стороны специалистов на протяжении всей программы.

Программирование . Программа АВА должна разрабатываться после тщательной оценки уровня развития навыков у конкретного ребенка. Цели программы и задачи по обобщению навыков должны быть определены в сотрудничестве с родителями ребенка и включены в план в обязательном порядке.

Сбор данных . Данные о прогрессе ребенка в приобретении навыков, а также об изменениях в поведении должны систематически собираться и анализироваться супервизором для дальнейшего планирования программы.

Обучение семьи . Члены семьи ребенка должны пройти подготовку по обучению и подкреплению навыков ребенка. Они также должны привлекаться к процессу планирования и пересмотра программы.

Встречи команды терапистов и членов семьи должны проходить регулярно, для того чтобы обеспечить последовательность в реализации программы, а также в целях обсуждения текущих проблем и прогресса ребенка в обучающей программе.

На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

АВА‑терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения . АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В арсенале АВА несколько сотен программ , среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты... ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть".

В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю , чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.

Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").

Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух‑трех часов (делая за это время пять‑шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два‑три специалиста, и ребенок получает пять‑шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе - шесть часов в неделю, максимальное - 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки , которые он выучил в программе.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



gastroguru © 2017